Blog

Выбор концепции и дизайна акустики

Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.

Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).

Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.

Что такое частотная характеристика и почему она так важна?

Частотная характеристика — это то, насколько громким будет выходной сигнал динамика на разных частотах.

Типичный тест на частотную характеристику отправляет развертку частот от низких до средних и до высоких частот, чтобы увидеть, одинаков ли звук из динамика во всех этих областях.

Идеальная частотная характеристика для динамика очень плоская. Это означает, что громкоговоритель будет иметь тот же уровень на низких частотах, что и на средних или высоких частотах.

Цель плоской частотной характеристики — обеспечить, чтобы люди, слушающие вашу музыку, воспринимали ее именно так, как вы рассчитывали. Если ваш трек хорошо звучит в динамиках с ровной характеристикой, вы можете быть уверены, что он будет звучать наилучшим образом на любой системе воспроизведения.

Плоские динамики против всего остального

Многие динамики не плоские. Некоторым не хватает высоких или низких частот, или у них есть пики или спады частотной характеристики, когда определенные частотные диапазоны чрезмерно подчеркнуты, скрыты или замаскированы.

В этом случае некоторые инструменты могут быть громче или тише, чем вы предполагали, и микс, над которым вы так усердно работали, не будет правильно представлен.

Для высоких частот динамики должны двигаться очень быстро. Для низких частот динамики должны пропускать много воздуха. Вот почему пищалки (высокочастотные громкоговорители) обычно представляют собой небольшие диффузоры, а буферы (низкочастотные) обычно имеют большие диффузоры.

Мы слышим 10 октав (20Гц-20кГц), что является очень широким диапазоном (для сравнения, мы можем видеть только менее одной октавы света).

Требовать от громкоговорителя для точного воспроизведения такого широкого диапазона очень сложно, и часто требуется 2 (низкочастотный динамик + высокочастотный динамик), 3 (низкочастотный + среднечастотный + высокочастотный динамики), 4 (низкочастотный динамик + низкочастотный + среднечастотный + высокочастотный) для создания этого широкого диапазона частот в отличном качестве.

Строение динамика: наглядно и доступно

Основой любого динамика является каркас, также именуемый нередко «корзиной» или «пауком». В каркас помещены все остальные конструктивные элементы.

В тыльной части каркаса расположен кольцевой зазор, который образован магнитным керном (сердечником) и кольцевым магнитом. Минимальное расстояние между сердечником и кольцевым магнитом, также имеющее форму кольца, обеспечивает максимальное мощное магнитное поле.

Номинальное электрическое сопротивление - фото 10

В магнитном зазоре располагается звуковая катушка. Она образована путем наматывания на цилиндрический тонкостенный каркас металлической проволоки, что покрывается слоем изолирующего лака. При воздействии магнитного поля, которое возникает при прохождении переменного тока, звуковая катушка движется возвратно-поступательно в соответствии с формой воспроизводимых звуковых колебаний.

Каркас звуковой катушки прикреплен к диффузору. Последний представляет собой подвижный элемент конструкции динамика колонки, непосредственно воспроизводящий звук. Для возможности осуществлять колебания диффузор имеет подвесы – тонкие шайбы с концентрическими выпуклостями. Выполненные из гибкого материала, подвесы диффузора допускают его движение вдоль оси симметрии. Диффузор движется вперед-назад под воздействием голосовой катушки, через которую по безмоментным проводам подается переменный ток.

Передняя часть диффузора закрыта пылезащитным колпачком. Этот предохранительный конструктивный элемент выполняет одновременно защитную и декоративную функцию.

Таким образом, разобрав строение динамика колонки, можно переходить к более детальному рассмотрению специфики каждого из элементов. Различные технологии и материалы, используемые для их создания, определяют колоссальное разнообразие такой высокотехнологичной продукции.

Немного о мобильных динамиках

Динамики для телефона отличаются от «взрослых» моделей конструктивно. Расположить такой сложный механизм в мобильном корпусе нереально, поэтому инженеры пошли на хитрость и заменили ряд элементов. Например, катушки стали неподвижными, а вместо диффузора используется мембрана. Динамики для телефона сильно упрощены, посему ожидать от них высокого качества звучания не стоит.

Диапазон частот, который способен охватить такой элемент, значительно сужен. По своему звучанию он ближе именно к высокочастотным устройствам, так как в корпусе телефона нет дополнительного пространства для установки толстых магнитопроводов.

Устройство динамика в мобильном телефоне отличается не только размерами, но и отсутствием независимости. Возможности устройства ограничиваются программным обеспечением. Это сделано для защиты конструкции динамиков. Многие снимают этот лимит вручную, а потом задаются вопросом: «Почему хрипят динамики?»

В среднестатистическом смартфоне устанавливают два таких элемента. Один разговорный, другой музыкальный. Иногда их объединяют для достижения эффекта стерео. Так или иначе, достичь глубины и насыщенности в звучании можно лишь с полноценной стереосистемой.

Основные параметры звукового динамика.

Основные параметры звукового динамика, на которые следует обращать внимание:

  • Номинальное электрическое сопротивление (Ом). Медный провод звуковой катушки обладает активным сопротивлением. Активное сопротивление – это сопротивление провода при постоянном токе. Его можно легко измерить с помощью цифрового мультиметра в режиме омметра. Читайте измерение сопротивления цифровым мультиметром.

    Но кроме активного сопротивления звуковая катушка обладает ещё и реактивным сопротивлением. Реактивное сопротивление образуется потому, что звуковая катушка, это, по сути, обычная катушка индуктивности и её индуктивность оказывает сопротивление переменному току. Реактивное сопротивление зависит от частоты переменного тока.

    Активное и реактивное сопротивление звуковой катушки образует полное сопротивление звуковой катушки. Оно обозначается буквой Z (так называемый, импеданс). Получается, что активное сопротивление катушки не меняется, а реактивное сопротивление меняется в зависимости от частоты тока. Чтобы внести порядок реактивное сопротивление звуковой катушки динамика измеряют на фиксированной частоте 1000 Гц и прибавляют к этой величине активное сопротивление катушки.

    В итоге получается параметр, который и называется номинальное (или полное) электрическое сопротивление звуковой катушки. Для большинства динамических головок эта величина составляет 2, 4, 6, 8 Ом. Также встречаются динамики с полным сопротивлением 16 Ом. На корпусе импортных динамиков, как правило, указывается эта величина, например, вот так – 8Ω или 8 Ohm.

    Стоит отметить тот факт, что полное сопротивление катушки где-то на 10 – 20% больше активного. Поэтому определить его можно достаточно просто. Нужно всего лишь измерить активное сопротивление звуковой катушки омметром и увеличить полученную величину на 10 – 20%. В большинстве случаев можно вообще учитывать только чисто активное сопротивление.

    Номинальное электрическое сопротивление звуковой катушки является одним из важных параметров, так как его необходимо учитывать при согласовании усилителя и нагрузки (динамика).

  • Диапазон частот – это полоса звуковых частот, которые способен воспроизвести динамик. Измеряется в герцах (Гц). Напомним, что человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 20 Гц – 20 кГц. И, это только очень хорошее ухо :).

    Никакой динамик не способен точно воспроизвести весь слышимый частотный диапазон. Качество звуковоспроизведения будет всё-равно отличаться от того, что требуется.

    Поэтому слышимый диапазон звуковых частот условно разделили на 3 части: низкочастотную (НЧ), среднечастотную (СЧ) и высокочастотную (ВЧ). Так, например, НЧ-динамики лучше всего воспроизводят низкие частоты – басы, а высокочастотные – «писк» и «звон» – их поэтому и называют пищалками. Также, есть и широкополосные динамики. Они воспроизводят практически весь звуковой диапазон, но качество воспроизведения у них среднее. Выигрываем в одном – перекрываем весь диапазон частот, проигрываем в другом – в качестве. Поэтому широкополосные динамики встраивают в радиоприёмники, телевизоры и прочие устройства, где порой не требуется получить высококачественный звук, а нужна лишь чёткая передача голоса и речи.

    Для качественного воспроизведения звука НЧ, СЧ и ВЧ-динамики объединяются в едином корпусе, снабжаются частотными фильтрами. Это акустические системы. Так как каждый из динамиков воспроизводит только свою часть звукового диапазона, то суммарная работа всех динамиков значительно увеличивает качество звука.

    Как правило, низкочастотные динамики рассчитаны на воспроизведение частот от 25 Гц до 5000 Гц. НЧ-динамики обычно имеют диффузор большого диаметра и массивную магнитную систему.

    Динамики СЧ рассчитаны на воспроизведение полосы частот от 200 Гц до 7000 Гц. Габариты их чуть меньше НЧ-динамиков (зависит от мощности).

    Высокочастотные динамики прекрасно воспроизводят частоты от 2000 Гц до 20000 Гц и выше, вплоть до 25 кГц. Диаметр диффузора у таких динамиков, как правило, небольшой, хотя магнитная система может быть достаточно габаритная.

  • Номинальная мощность (Вт) – это электрическая мощность тока звуковой частоты, которую можно подвести к динамику без угрозы его порчи или повреждения. Измеряется в ваттах (Вт) и милливаттах (мВт). Напомним, что 1 Вт = 1000 мВт. Подробнее о сокращённой записи числовых величин можно прочесть здесь.

    Величина мощности, на которую рассчитан конкретный динамик, может быть указана на его корпусе. Например, вот так – 1W (1 Вт).

    Это значит, что такой динамик можно легко использовать совместно с усилителем, выходная мощность которого не превышает 0,5 – 1 Вт. Конечно, лучше выбирать динамик с некоторым запасом по мощности. На фото также видно, что указано номинальное электрическое сопротивление – 4Ω (4 Ом).

    Если подать на динамик мощность большую той, на которую он рассчитан, то он будет работать с перегрузкой, начнёт «хрипеть», искажать звук и вскоре выйдет из строя.

    Вспомним, что КПД динамика составляет около 2 – 3%. А это значит, что если к динамику подвести электрическую мощность в 10 Вт, то в звуковые волны он преобразует лишь 0,2 – 0,3 Вт. Довольно немного, правда? Но, человеческое ухо устроено весьма изощрённо, и способно услышать звук, если излучатель воспроизводит акустическую мощность около 1 – 3 мВт на расстоянии от него в несколько метров. При этом к излучателю – в данном случае динамику – нужно подвести электрическую мощность в 50 – 100 мВт. Поэтому, не всё так плохо и для комфортного озвучивания небольшой комнаты вполне достаточно подвести к динамику 1 – 3 Вт электрической мощности.

Это всего лишь три основных параметра динамика. Кроме них ещё есть такие, как уровень чувствительности, частота резонанса, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), добротность и др.

Динамик своими руками: способ первый

Перед тем как сделать динамики своими руками, подготовьте нужные материалы:

  • бумага;
  • постоянный магнит;
  • алюминиевый скотч или проволока;
  • степлер;
  • ножницы.

как сделать динамик

Делается такой простейший динамик очень легко:

  1. Нарежьте тонкие полоски алюминиевого скотча.
  2. На квадратный лист бумаги приклейте эти кусочки «змейкой», нигде не соприкасая и не пересекая их. Таким же способом можно спиралью приклеить и проволоку. Прикреплять ее можно кусочками обычного скотча.
  3. Степлером закрепите устройство звука с алюминиевыми полосками или проволоками. Хорошо, если при этом провода будут оголены.
  4. Поднесите к бумаге постоянный магнит и включите звук на устройстве. Готово!

Самодельный динамик: способ второй

Как сделать динамик в этом случае? Подготовьте:

  • бумагу;
  • медную проволоку;
  • парафин или канифоль;
  • магнит цилиндрической формы.

как сделать динамики своими руками

Инструкция, рассказывающая, как сделать динамик:

  1. Склейте из бумаги невысокий конус.
  2. Смастерите бумажную трубку — она должна быть чуть ниже и шире магнита-цилиндра. Приклейте эту деталь к основанию конуса.
  3. Вставьте в трубку магнит.
  4. Трубку с магнитом обмотайте тонкой проволокой — чем больше будет витков, тем качественней будет звук.
  5. Полейте парафином или канифолью проволоку так, чтобы она приклеилась к бумаге с магнитом.
  6. Закрепите положение конуса относительно поверхности, склеив его с ней сложенными гармошкой полосками бумаги.
  7. На этом этапе концы проволоки скрепите с усилителем звука и наслаждайтесь музыкой.

Выбор материалов для изготовления

Этот фактор прямо влияет на качество излучаемого звука. Подбираемый материал должен соответствовать ряду требований и обладать специфическими свойствами.

ДСП

Основные из них:

  1. Низкое звукопоглощение. Материалы с «рыхлой» поверхностью (ДВП, мягкая древесина и др.) будут активно поглощать высокие частоты, что приведет к глухости звука.
  2. Умеренная жесткость. При полной громкости звука устройство не должно подвергаться деформации. Исключаются мягкие пластики, тонкая фанера и т.п.
  3. Легкость. Для переносной блютуз-колонки это важный фактор.
  4. Простота в обработке. Для тех, кто решил изготовить колонку своими руками в домашних условиях, этот фактор необходимо учитывать при подборе инструмента.
  5. Доступная цена. Например, применение черного дерева обеспечивает качественное звучание, но оно дорогое. Если новичок с нуля начинает осваивать радиодело, то ему желательно искать бюджетные материалы.

Акустики-практики рекомендуют остановить свой выбор:

  • на ДСП (древесно-стружечной плите средней плотности);
  • на МДФ (мелкодисперсной фракции средней плотности).

Пошаговая инструкция

Для изготовления колонки необходимо подготовить рабочее место. Оно должно соответствовать основным требованиям техники безопасности:

  1. Иметь рекомендуемые ГОСТом и ТУ освещенность и проветриваемость.
  2. Поблизости должны отсутствовать легковозгораемые предметы и жидкости.
  3. Желательно иметь на месте сборки и тестирования изделия провод заземления.

На момент начала работ необходимо сделать все расчеты и выполнить схемы и чертежи.

Сборка корпуса

Модели с одним динамиком

Колонки с одним динамиком являются очень распространенными. Чтобы собрать модель, придется в первую очередь заняться корпусом. С этой целью часто используется фанера. В конце работы ее придется обшить. Однако в первую очередь следует изготовить боковые стойки. Для этой цели придется воспользоваться лобзиком. Динамик для колонки можно подобрать небольшой мощности.

Внутренняя сторона фанеры в обязательном порядке прошивается виброизоляционной лентой. После закрепления динамика фиксируется уплотнитель. С этой целью используется клей. Далее останется лишь прикрепить диффузор. Некоторые для него изготавливают отдельную полку и фиксируют стогующими шурупами. Чтобы подсоединить динамик к штекеру, устанавливается клеммник. Как включить колонки? С этой целью используется кабель от клеммника, который должен вести к источнику питания.

Чертеж модели на два динамика

Колонки на два динамика можно изготовить для дома или машины. Если рассматривать первый вариант, то диффузор потребуется импульсного типа. В первую очередь для сборки подбирается прочная фанера. Следующим шагом вырезается нижняя стойка. Модели с ножками встречаются очень редко. Для покрытия шпона можно использовать обычный лак. Виброизоляционную ленту на переднюю стойку клеить не требуется. Диффузор крепится под динамиком. Чтобы сделать отверстие на панели, нужно воспользоваться лобзиком. Фазоинвертор фиксируется у задней стенки. Некоторые изготавливают устройства с горизонтальным расположением динамиков. В этом случае диффузор будет находиться в верхней части конструкции. Провода для колонок используются двухжильного типа.

провода для колонок

Компоненты для сборки колонок из автомобильных динамиков

Первым делом необходимо подготовить все необходимые материалы и тщательно изучить последовательность действий. Без этого можно легко ошибиться в процессе работы и не только не добиться положительного результата, но и потратить впустую материалы, которые могли бы быть использованы более рационально.

Автомобильные динамики для колонки.

Итак, что же понадобится для изготовления колонки из автомобильных динамиков:

  • сами динамики, желательно коаксиальные;
  • деревянные ящики для растений, которые будут использованы для изготовления корпуса;
  • циркулярная пила;
  • дрель;
  • шуруповёрт;
  • шлифовальная машинка;
  • фанера для крышек;
  • напильник и саморезы;
  • шпаклёвка и грунтовка для деревянных поверхностей;
  • краска для финишного покрытия.

Колонки из автомобильных динамиков своими руками: чертежи

Процесс создания самодельных колонок довольно прост: первым делом нужно измерить динамики и вырезать в деревянных ящиках отверстия для них.

Затем можно заняться оформлением крышек — их необходимо вырезать из фанеры и закрепить любым удобным способом, заранее просверлив отверстия для креплений.

Вариант корпуса колонки.

ВАЖНО! Желательно любые стыки ящиков загерметизировать. Таким образом вы будете уверены в качестве и надёжности готового изделия.

После этого обработайте поверхность грунтовкой и шпаклёвкой для дерева. Оставьте сохнуть на необходимое время, которое всегда указывается производителем на упаковке. Можно пройтись по поверхности шлифовальной машинкой — так крышка станет неотличимой от остального «тела» ящика. В качестве финишного покрытия покрасьте ящики любой краской на водной основе.

Ещё один вариант корпуса для колонок.

Теперь можно приступать к оформлению самих динамиков. Ящики можно заполнить изнутри ватой, чтобы они не были пустыми. Припаяйте провода и динамики на заранее размеченные места. Обязательно обработайте все нужные элементы герметиком.

Работа окончена!

Теперь вы знаете, как можно легко и быстро сделать колонки для дома самостоятельно из автомобильных динамиков и ещё нескольких дополнительных элементов. Такая поделка будет не только полезной, но и органично впишется в интерьер, ведь вы сможете выполнить декор именно в таком стиле, который идеально подойдёт для украшения нужного помещения. Сразу же после окончания работы проверьте качество звучания. Если всё в порядке, то можно смело начинать использовать свои новые колонки.

Изготовление защитной сетки динамиков

Чтобы не повредить случайным образом динамик при эксплуатации устройства, нужно знать, как его защитить. Сделать это можно путем изготовления сетки, которая будет крепиться сверху. Для этого потребуется строительная мелкая сетка. На ней необходимо нарисовать два круга, один по диаметру динамика, во второй на сантиметр больше. После установки динамика в корпус, защитную сетку можно будет прикрутить сверху.

Изготовление электронной части

Для многих данный этап считается самым сложным, поскольку они не знают, как и что паять. Первым делом нужно припаять два провода к специальному креплению на динамике. Делать это необходимо по разные стороны. Далее края резистора сгибаются и крепятся к мосфету. Сюда же крепится одна сторона провода, который будет соединяться с кроной. До свободной шпильки крепится провод из динамика, а к той шпильке, которая без провода – припаивается конденсатор.

После этого, провода от кнопки крепятся к конденсатору и второму проводу от динамика. После того, как все уже будет спаяно, можно подсоединить крону.

Схема сборки

В конечном итоге у меня получились вот такие колонки

Если вы планируете, также, своими руками собрать колонки для использования совместно с компьютером или другими устройствами, то в этом нет ничего сложного, было бы желание! Грамотно и самостоятельно собранная акустическая система будет выдавать звуковую картину ничем не уступающую фирменным моделям, приобретенным за такие же деньги.

ОПИСАНИЕ

Мощная bluetooth колона из колонки от музыкального центра

  • Усилитель класса AB
  • Индикация заряда
  • Светомузыка


СХЕМЫ


Как сделать громкоговоритель

Причин заняться изготовлением громкоговорителя много. Не хочется, к примеру, тратиться на дорогие устройства. Или есть желание узнать, как он работает. Можно, сделав своими руками данное устройство, обеспечить громкоговорящей связью дачу, загородный участок.

Для изготовления громкоговорителя нужен магнит. В общем, подходит любой, но лучше найти или купить посильнее. Не обойтись без провода: здесь предпочтение тонким проводникам, имеющим лаковую оболочку. В работе понадобится бумажный скотч, бумага, металлический цилиндр. В качестве последнего подойдет обыкновенный болт.

Вначале занимаются изготовлением катушки, для чего используют каркас. Последний делают из металлического стержня, тело которого оборачивают бумажным скотчем (до 5 слоев). Сверху устраивают еще несколько витков, но при этом скотч располагают клейкой стороной кверху.

Далее занимаются расчетом длины провода, которую нужно намотать на катушку. Обычно динамики рассчитывают на работу с сопротивлением 8 Ом. Исходя из этого длину (l) медного провода рассчитывают по формулеl=R/ρ*S (R – сопротивление проводника (принимается чаще 8 Ом); ρ –удельное сопротивление материала провода; S – площадь поперечного сечения проводника).

Следующий этап работы – наматывание провода на каркас. Делают это виток к витку, а после полученную катушку сверху накрывают слоем скотча. Последнее фиксирует витки и не дает проводнику непроизвольно разматываться. В конце снимают готовую катушку с металлического стержня.

Диффузор, который входит в конструкцию громкоговорителя, делают из бумаги. Ему придают форму тарелки с небольшой конусностью. В центре выпуклой стороны приклеивают изготовленную ранее катушку. Кроме того, используя мягкий провод и карандаш, делают небольшую пружинку.

Сборка громкоговорителя начинается с листа картона, который размещают на столе. В его центре приклеивают магнит, сверх которого размещают металлический цилиндр, а на конце последнего – пружинку.

Диффузор одевают на цилиндр. Его края фиксируют скрепляют с картоном с помощью бумажных полосок. Далее следует зачистка свободных концов проводов на катушке и подсоединение их к звуковоспроизводящему прибору. Громкоговоритель готов к работе.

Корзина динамика

Корзина, или не подвижный диффузородержатель, используется для соединения подвижной части динамика — диффузора — и магнитной системы. Изготавливаются корзины штампованные из стали или литые из легких металлов.
Штампованные корзины используются на большинстве динамиков.
Литые корзины обеспечивают большую жесткость, чем штампованные. Они меньше подвержены нежелательным вибрациям.

Диффузор динамика

Это излучающая подвижная звуковая поверхность. Материал для изготовления диффузора может быть разным, самый распространенный материал это бумага.

  • Бумажные диффузоры (Целлюлоза).
    Достоинство материала — это лёгкость, что обеспечивает высокую чувствительность динамика, а также ровную АЧХ, положительно влияющая на качество звучания. Недостаток этого материала — невысокая прочность и мягкость. Кроме того, бумажные диффузоры страдают от влаги.
  • Полипропиленовые диффузоры.
    Синтетический полимер, чем то схож с бумажным диффузором, однако отличающийся более высокой прочностью и чуть жеще. Полипропиленовые диффузоры устойчивы к влаге. Также имеет ровную АЧХ.
  • Кевларовые диффузоры (кевларовое волокно).
    Достоинство материала — это высокая прочность, выше, чем у стали. Материал имеет хорошую жёсткость, что положительно сказывается на точности воспроизведения. Недостаток — дорогой материал, применяется исключительно в топовых моделях.
  • Стекловолоконные диффузоры.
    Материал состоит из стеклянной нити. Такие нити не бьются и не ломаются. Материала легкий, дешевый в производстве, устойчив к влаге и перепадам температуры. Обеспечивает хорошее качество звучания.
  • Углеродное волоконные диффузоры.
    Материал премиум-класса. Имеет высокую прочность при очень малом весе и хорошую жёсткость при высоких мощностях. Обеспечивает чёткое натуральное звучание. Недостаток — не совсем ровная АЧХ и внушительная стоимость.
  • Композитные диффузоры.
    Материал, состоящий из двух и более материалов. сочетанию малого удельного веса с очень высокой жесткостью. Углепластиковые диффузоры идеально подходят сабвуферам и мидбасам, в сочетанию малого удельного веса с очень высокой жесткостью. Однако из-за особенностей АЧХ материала для достижения этого качества приходится применять довольно сложные электронные схемы, что сказывается, в частности, на цене товара.
  • Алюминиевые диффузоры.
    Материал имеет самую большую жёсткость из всех, что обеспечивает высокую точность передачи звука даже в сложных моментах. Недостатком, при этом являются собственные посторонние «звоны», возникающие в диффузоре. Для их устранения приходится использовать разные хитрости, значительно усложняющие конструкцию и повышающие цену самого товара.