Blog

Что такое предусилитель для микрофона и для чего он нужен

Что такое предусилитель

Что такое предусилитель?
Это слово может подразумевать две вещи:
— схема предусиления внутри любого устройства (например аудиоинтерфейса)
— отдельный прибор.
Предназначение предусилителя — усиление слабого сигнала до уровня «линейного» сигнала, то есть к «стандартному» уровню записывающего оборудования.
Сигнал микрофона всегда значительно слабее «рабочего» уровня, ориентировочно 30-60 дБ должно быть добавлено к исходному сигналу с микрофона. Гитары и бас-гитары не нуждаются в таком количестве, обычно им нужно порядка 20-30 дБ. С синтезаторами все менее определенно из-за различных выходных стандартов.
Таким образом преамп необходим всегда, но он не обязательно должен быть отдельным устройством. Все аудиоинтерфейсы уже имеют внутреннюю схему предусиления, и обычно для старта их качество совершенно приемлемо. Стоит отметить, что более дорогие аудиоинтерфейсы имеют значительно более качественные предусилители.
Нужно ли покупать внешний предусилитель?
Если вы только начинаете, то забудьте про покупку внешнего устройства, вместо этого купите более дорогой аудиоинтерфейс с хорошим встроенным предусилителем.
Внешний преамп может улучшить ваш звук очень ощутимо, но особенно это замечается при работе с микрофонами со слабым выходом — динамическими и риббонами.
Конденсаторные микрофоны имеют большой выход и благодаря этому нивелируют различия между встроенными и внешними предусилителями.
Внешний предусилитель это отличный второй шаг для улучшения качества и расширения возможностей, но не стоит делать его перед первым шагом. Вы можете получить отличный результат при использование аудиоинтерфейса и одного или двух конденсаторных микрофонов.

Главные преимущества

В сравнении со встроенным внешний преобразователь имеет следующие достоинства:

  1. Подавляет шумы (P.I.N. свыше -127 dBu), что особенно нужно при записи тихих источников.
  2. Отсекает ненужные частоты.
  3. Придает звуку глубины и особый бархатистый оттенок вместо «стерильности», присущей встроенным аналогам.
  4. Имеет запас гейна свыше 60 дБ (требуется многим динамическим микрофонам).
  5. Оснащен дополнительными функциями.

Последний пункт включает в себя:

  • изменение фазы;
  • Low Cut (пропускает частоты выше или ниже заданной);
  • ступенчатое переключение гейна.

Преимущества внешних предусилителей в наибольшей степени проявляются с увеличением громкости свыше 40-50 дБ. Звук остается прозрачным, тогда как встроенная схема в таких условиях дает дефекты.

Какие бывают предусилители?

1. По форм-фактору: встроенными и внешними, но об этом было сказано выше.

80359ab0fc5a97cc9f96818e434407ff.jpg

2. По схеме: ламповыми, транзисторными и моделирующими. Ламповые схемы традиционно считаются более «теплыми» и «живыми» в плане звука по сравнению с транзисторными. Но и стоят они обычно дороже. Для того, чтобы заметить этот особый ламповый звук, предусилитель должен быть из высшего ценового диапазона. Если хотите сэкономить, выбирайте транзисторный предусилитель, при средней цене разницу с ламповым вы вряд ли ощутите.

2.jpg

Также можно найти и гибридный микрофонный предусилитель, сочетающий в себе ламповые и транзисторные компоненты.

гибрид.png

Моделирующие предусилители основаны на транзисторных схемах, но с помощью цифровых преобразований моделируют особенности звука ламповых предусилителей.

3. По характеру влияния на сигнал: окрашивающие и прозрачные. Окрашивающие предусилители (color preamps), как следует из названия, придают звуку характерные особенности. Обычно, их используют звукорежиссеры в попытках придать уникальности своим миксам. Прозрачные предусилители призваны выдавать чистый звук без каких-либо примесей. Обычно, такими являются транзисторные бестрансформаторные предусилители.

4. По наличию трансформатора: трансформаторные и безтрансформаторные. Название говорит само за себя – в семе либо присутствует трансформатор, либо нет. Трансформаторные предусилители звучат более жирно, но при этом окрашивают звук.

Дополнительные функции

При покупке микрофонного предусилителя, в первую очередь, конечно, надо слушать и выбирать ушами. Но затем стоит подключить голову и обратить внимание на некоторые факторы и функции, которые могут быть вам полезны.

  • Количество входов означает число микрофонов, которые можно записывать одновременно. Чем больше – тем лучше.

3.jpg

  • Фильтр низких частот. Его задача — обрезать низкие частоты, что помогает отсекать различные низкочастотные помехи.

  • Фантомное питание, которое необходимо для работы конденсаторных микрофонов. К слову, оно есть практически у всех моделей, но убедитесь в этом, на всякий случай.

  • Встроенный лимитер (компрессор), который используется для сжатия динамического диапазона. Лимимтер также помогает избежать лишних перегрузок. Честно говоря, это не особо необходимая функция, и иногда не стоит за нее переплачивать.

  • Индикаторы уровня – необязательная для каждого предусилителя функция, но, безусловно, полезная. Переплатить за нее стоит.

  • Переключатель фазы поможет справиться с фазовыми проблемы, когда вы записываете несколько микрофонов одновременно.

  • Эквалайзер корректирует по частотам звуковой сигнал перед отправкой его в звуковую карту. Перед покупкой оцените: точно вам нужна данная опция?

753d0fb72cee4f67ac5ca46bac912569.jpg

Вариант схемы усилителя для динамического микрофона

Схема отличается своей супер-простотой и мега-повторяемостью, в схеме два резистора (R1, 2), два конденсатора (C2, 3), штекер 3,5 (J1), один электретный микрофон и транзистор. Конденсатор С3 работает в качестве фильтра микрофона. Емкостью С2 на пренебрегать, то есть не надо ставить ни больше, ни меньше от номинала, указанного в схеме, иначе это повлечет за собой кучу помех. Транзистор Т1 ставим отечественный кт3102. Для уменьшения размеров устройства, использовал SMD транзистор с маркировкой «1Ks». Если ты вообще незнаешь как паять – вперед на форум.

При замене Т1 особых изменений в качестве не последовало. Все остальные детали тоже в SMD корпусах, в том числе и конденсатор С3. Вся плата получилась довольно-таки маленькая, правда можно сделать ее еще меньше, используя технологию изготовления печатных плат ЛУТ. Но обошелся и простым полумиллиметровым перманентным маркером. Вытравил плату в хлорном железе за 5 минут. Получилась вот такая плата усилителя микрофона, которая крепится к штекеру 3,5.

Все это неплохо помещается внутрь кожуха от штекера. Если тоже будете так делать, то советую делать плату как можно меньше, так как у меня она деформировала кожух и поменяла его форму. Плату желательно промыть растворителем или ацетоном. В итоге получилось такое полезное устройство, с хорошей чувствительностью:

Прежде чем подключать микрофон к компьютеру, проверь все контакты и есть ли на входе микрофона питание +5v (а оно должно быть), во избежание комментариев типа: «Я собрал точно как в схеме а оно не работает!». Это можно сделать так: подключаешь новый штекер к разъему микрофона и меряешь напряжение вольтметром между массой (большим отводом) и двумя короткими отводами для пайки. Постарайся на всякий случай не закоротить между собой выводы штекера, когда будешь измерять напряжение. Что тогда будет, не знаю и проверять не хочу. У меня микрофонный усилитель работает уже 3 месяца, качеством и чувствительностью полностью доволен. Собирайте и отписывайтесь на форуме о своих результатах, вопросах, и, может быть даже о доработках корпуса, схемы и методах их изготовления. С вами был BFG5000, удачи!

Обсудить статью УСИЛИТЕЛЬ ЭЛЕКТРЕТНОГО МИКРОФОНА

При изучении схем подключения электретных микрофонов [1] вызывает глубокое удивление их однообразность. Точка соединения микрофона и нагрузочного резистора подключается к собственно усилителю через разделительный конденсатор (Рис. 1) в 100% изученных схем.

Рис. 1

Возможно, существуют и другие схемы подключения, но автору они не встречались. В то же время любой, кто плотно и долго связан со звуковоспроизведением, видимо, не будет резко возражать против того факта, что любой конденсатор на пути звукового сигнала, является нежелательным компонентом. Особенно это касается электролитических конденсаторов, поневоле применяемых в случае достаточно низкого входного сопротивления усилительного каскада.

Прикидочное исследование режимов работы электретных микрофонов [2] показало, что, во-первых, они представляют собой источники тока и, во-вторых, максимальная амплитуда их выходного сигнала наблюдается, когда падения напряжения на микрофоне и нагрузочном резисторе одинаковы.

Рассмотрим одну из известных [3] схем микрофонного усилителя с системой АРУ, выполненного на ОУ (Рис. 2).


Рис. 2

Схема состоит из собственно неинвертирующего усилителя на ОУ DA1, на неинвертирующий вход которого поступает искусственная средняя точка с делителя R3R4, а также входной сигнал через разделительный конденсатор С2; управляемый делитель сигнала ООС (резистор R5, конденсатор С1 и сопротивление канала полевого транзистора с P-N переходом VT1); детектора выходного усиленного сигнала (конденсаторы С3,С4 и диоды VD1, VD2 ). Продетектированный выходной сигнал отрицательной полярности управляет проводимостью канала VT1, увеличивая его, за счет чего снижается коэффициент усиления ОУ.

Учитывая наличие постоянной составляющей делителя, образованного электретным микрофоном и его нагрузочным резистором, можно сделать вывод, что компоненты C2R3R4 — совершенно лишние. Роль R4 прекрасно выполняет сам микрофон, а R3 — его нагрузочный резистор. Конденсатор же С2 — вообще лишний, как класс.

В итоге получилась схема, приведенная на рис. 3.

Рис. 3

RC-фильтра R3C1 обеспечивает дополнительную фильтрацию напряжения питания электретного микрофона. В принципе, он опциональный (необязательный), но вообще-то, довольно полезен. Номинал резистора R1 подбирается такой величины, чтобы в точке его соединения с микрофоном была примерно половина напряжения питания. Резисторы R4R6 линеаризируют передаточную функцию управляемого резистора на полевом транзисторе VT1.

Вместо резистора R5 в цепи ООС может быть включен двойной Т-образный фильтр (справа), поднимающий полосу частот, соответствующую диапазону голоса. Его АЧХ показана на плоттере Боде из измерительных приборов Мультисима (внизу)

Естественно, любые теоретические разглагольствования могут быть приняты во внимание только в случае их подтверждения практикой. Поэтому схема, показанная на рис. 3, была исследована на макете.

Использованы имевшиеся в наличии микромощный ОУ на МОП-транзисторах TLC271 и TL081. Результаты были идентичными. В принципе, в качестве ОУ можно использовать любой «звуковой» ОУ (к которым категорически НЕ относятся LM358/324 и их клоны. ). Электретный микрофон для этих экспериментов был использован типа J60. Повторять эксперименты с другими микрофонами было сочтено нецелесообразным по затратам времени. Эпюры сигналов с выхода ОУ регистрировались цифровым осциллографом «RIGOL DS1052E». «Тестовой фразой», проговариваемой в микрофон с примерно одинаковой громкостью, была: «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять». Конечно, для чистоты эксперимента было бы желательно использовать запись, воспроизводимую через динамик, но уж что получилось, то получилось.

Вначале была исследована схема без АРУ. Детектор и полевой транзистор не подключались, а от нижнего вывода конденсатора С2 к общей минусовой шине был подключен резистор 10 кОм. Т.о., коэффициент усиления составил 11. Выходной сигнал при быстрой (10 мс/дел) и медленной (100 мс/дел) развертках на расстоянии 20 см ото рта до микрофона показаны, соответственно, на рис 4.

Вызвал удивление размах сигнала (пик-пик), составивший более 2 В. А это значит, что сигнал с микрофона составлял около 200 мВ.

Далее вместо резистора 10 кОм был подключен полевой транзистор КП303Ж с начальным током стока 0,85 мА и напряжением отсечки 0,7 В. Его затвор был подключен к минусовой шине, благодаря чему обеспечивалось минимальное сопротивление его канала и, соответственно, максимальное усиление. Выходной сигнал такой схемы показан на рис. 5.

Как видно, сигнал с микрофона усиливается избыточно, аж до клипирования, что свидетельствует о применимости полевого транзистора с таким небольшим начальным током стока при сопротивлении резистора ООС порядка 100 кОм.

Далее исследовалась полная схема, со всеми, показанными на рис. 3 компонентами. Выходные сигналы при проговаривании «тестовой фразы» с расстояния, соответственно, 20 и 60 см (при медленной развертке) показаны на рис. 6, а с расстояния 60 (при быстрой развертке) — на рис. 7.

Как видно из этих эпюр, размах сигнала составил около 4 В при удовлетворительной форме, чего вполне достаточно для обычных применений. К сожалению, первоначальный «выброс» амплитуды (пока система АРУ еще не сработала), зарегистрировать не удалось. Суслик был не виден, но на слух он присутствовал.

Наконец, были исследованы еще два полевых транзистора с бОльшим начальным током стока и напряжением отсечки (соответственно, еще один КП303Ж с начальным током стока 1,2 мА и напряжением отсечки 0,9 В, а также КП303В с начальным током стока 2,6 мА и напряжением отсечки 1,2 В). Выходной сигнал с первым из них при расстоянии до микрофона 20 см (при медленной развертке) показан на рис. 8, а выходные сигналы со вторым при расстоянии до микрофона 10 см и 40 см (при медленной развертке) показаны на рис. 9.

В первом случае размах сигнала составил почти 5 В, а во втором — почти 7 В!

Из этих экспериментально полученных данных видно, что для практических целей желательно использовать полевые транзисторы с минимально возможным напряжением отсечки. Начальный ток стока существенно не влияет на стабилизируемую амплитуду выходного сигнала при данном сопротивлении резистора ООС.

Наконец, был апробирован режим «мютирования» (заглушения) микрофона путем короткого замыкания инвертирующего и неинвертирующего входов ОУ. На слух «щелчков» при таком способе мютирования не наблюдалось.

На «закуску» — аналогичная по функции схема, выполненная на транзисторах (может, кому приглянется): Рис. 10. Правда, она не макетировалась «вживую», только симулировалась в Мультисиме. Показала практически такие же результаты, как и схема на ОУ.

Полевой транзистор Q1 с резистором R1 представляют собой модель электретного микрофона. Номиналом нагрузочного резистора R2 подбирается половина напряжения питания в точке соединения его с микрофоном. Номиналом резистора R4 подбирается равенство коллекторных токов Q2 и Q3. Полевой транзистор Q4 с резистором R5 представляет собой параметрический генератор тока для дифкаскада на транзисторах Q2 и Q3. Аналогичную роль играет и транзистор Q7 с резистором R9. для транзистора Q6. В принципе, эти генераторы тока могут быть заменены на обычные резисторы, но с ними параметры усилителя получше по определению. Наконец, переменный резистор в цепи ООС на транзисторе Q5 и детектор выходного сигнала — такие же, как в схеме на ОУ.

Выводы:

  1. На суд представлен еще один усилитель для электретного микрофона, не претендующий на исключительность, но несколько более простой, чем известные. За счет исключения одного разделительного конденсатора в тракте прохождения звукового сигнала — более качественный по определению.
  2. Учитывая достаточно высокое значение коэффициента усиления, обеспечиваемого этим усилителем, ОУ для него, для обеспечения достаточной полосы пропускания, должны иметь граничную частоту хотя бы 5. 10 мГц.
  3. Данный усилитель без системы АРУ может быть использован для высокочувствительного усиления сигналов с электретного микрофона.

Предусилитель для микрофона, он же предварительный усилитель или усилитель для микрофона — это такой вид усилителя, назначение которого — усиление слабого сигнала до величины линейного уровня (порядка 0,5-1,5 вольт), то есть до приемлемой величины, при которой работают обычные усилители звуковой мощности.

Входным источником акустических сигналов для предварительного усилителя обычно являются звукосниматели виниловых пластинок, микрофоны, звукосниматели различных музыкальных инструментов. Ниже приводится три схемы микрофонных усилителей на транзисторах, а так же вариант усилителя микрофона на микросхеме 4558. Все их без труда можно собрать своими руками.

Самый простой ламповый предусилитель за один вечер

На волне большого интереса к ламповой технике хочу описать конструкцию лампового предусилителя «для самых маленьких». Или для не самых маленьких, но не имеющих времени для серьёзного углубления в ламповую схемотехнику, но желающих попробовать «ламповый звук» и посмотреть на приятное тёплое свечение ламп в темноте. Однозначно — характеристики данной конструкции более чем скромные, но при этом она весьма функциональна и — самое главное — не требует особых навыков для сборки и не содержит дорогих и редких элементов.

В основе конструкции — распространённая советская радиолампа 6Ж1П — «высокочастотный пентод с короткой характеристикой». Его развёрнутые характеристики и особенности применения легко найти в интернете, в частности, на сайте, которым я сам пользуюсь — Магия ламп. Его главная особенность, благодаря которой мы выбираем именно его — способность работать с низким напряжением. Да, если вы интересуетесь ламповыми конструкциями — вы непременно должны знать, что анодное напряжение в большинстве из них — сотни вольт, а значит нужен анодный трансформатор, дорогостоящие конденсаторы на большое напряжение, выходной (по-сути понижающий) трансформатор и, в конце концов, меры предосторожности и навыки при сборке. Вторая — не менее важная — уникальная дешевизна и доступность. Все остальные детали — стандартные пассивные элементы. Заказать отдельно придётся, разве что только, линейный стабилизатор на 6В LM7806 (о нём — отдельно), но — и то — его можно заменить на регулируемый стабилизатор LM317 или вообще на конструкцию с транзистором и стабилитроном.

Итак, по порядку.

Данное устройство считается предварительным усилителем весьма условно из-за довольно низкого (единицы) коэффициента усиления, зависящего от напряжения питания. Основная функция устройства — согласование по уровню и выходному сопротивлению источника сигнала с нагрузкой, и, конечно же, внесение в сигнал небольшого уровня специфических искажений, свойственных ламповой технике.

Источником стерео сигнала для него может быть проигрыватель, цифро-аналоговый преобразователь (возможно, в составе звуковой карты) или электронный музыкальный иснтрумент (в т.ч. с высоким выходным сопротивлением). Выход с устройства подаётся непосредственно на оконечный усилитель, или любое устройство с линейным входом.

Как наиболее удачное применение для данного прибора я бы выделил следующие решения:

  • Как согласующее устройство между ЦАП и оконечным усилителем. Так, многие ЦАП не имеют выходного буфера и «капризны» до входного сопротивления последующего устройства. Предусилитель компенсирует это за счёт довольно высокого входного сопротивления ламповых каскадов с подачей сигнала на сетку. Ну и — куда же без этого — некоторое сглаживание «цифровых артефактов» + типичные «тёплые ламповые» искажения.
  • Для звукозаписи электронного музыкального инструмента, в т.ч. с высоким выходным сопротивлением или после цифрового устройства спецэффектов (гитарного процессора). Предусилитель поможет установить нужный уровень сигнала и — ну конечно же — «ламповый характер звучания».
  • Микрофон с ламповым предусилителем (6С51Н, МК-319)

    Предпочтения в выборе ламповых или транзисторных предусилителей микрофонов носят более субъективный характер, чем результат анализа объективных параметров и характеристик.

    Тем не менее спрос рождает предложение — в статье представлен встраиваемый в конденсаторный микрофон ламповый бестрансформаторный предусилитель, в котором используется нувистор — металлокерамический триод с малым уровнем шума и устойчивостью к микрофонному эффекту.

    Более 85 % микрофонов, которые сейчас используют в студиях звукозаписи, на радиостанциях и сценических площадках, — конденсаторные.

    Профессиональный микрофон, как известно, состоит «из электроакустического преобразователя (далее — капсюля) и согласующего устройства. Блок питания, предварительный усилитель и соединительные кабели входят в комплект микрофона, если они являются его неотъемлемой частью».

    Качество звучания, полученного с использованием конкретного микрофона, зависит от исполнения всех его составных частей. В статье автора по результатам измерения объективных характеристик и проведения субъективных экспертиз показано влияние материала мембраны микрофона на его качественные показатели.

    В частности, традиционно используемая позолоченная лавсановая (майларовая) мембрана может быть заменена никелевой или титановой фольгой (толщиной 5 и 2 мкм соответственно), которая обеспечивает долговременную стабильность характеристик микрофона при сохранении субъективных показателей. Кстати, в микрофоне Neumann М150 применена именно титановая мембрана диаметром 12 мм.

    В качестве согласующего устройства в студийных конденсаторных микрофонах традиционно используются катодные (истоковые) повторители с трансформатором на выходе.

    Повторитель напряжения должен иметь низкое выходное (десятки — сотни ом для согласования с линией) и очень высокое (до 1 ГОм) входное сопротивление. Высокое входное сопротивление нужно для получения нижней граничной частоты микрофона 16…30 Гц при ёмкости капсюля 10 пФ.

    В профессиональных конденсаторных микрофонах конца прошлого века в качестве преобразователя импеданса использовались малошумящие полевые транзисторы как с р-п переходом, так и с изолированным затвором.

    Однако в начале нынешнего века у музыкантов и студий звукозаписи опять возник интерес к ламповым предусилителям, размещаемым в корпусе конденсаторных микрофонов. Видимо, ценители звука ламповых микрофонов слышат нечто, не описываемое несколькими десятками объективных показателей, задаваемых действующими стандартами.

    Мировой рынок микрофонов чутко реагирует на эту тенденцию. Цена отдельных моделей зарубежных брендов (Noiman, AKG, Rode и др.) достигает 500 тыс. руб. Российское ПАО «Октава» также выпускает несколько моделей студийных ламповых микрофонов, правда, ценой на порядок ниже.

    В настоящей статье представлен простой ламповый предусилитель (ПУ), размещаемый в корпусе конденсаторного микрофона МК-319.

    Разработанный микрофон можно подключать к микшерным пультам и компьютерным интерфейсам, имеющим фантомное** питание 48 В, что позволит музыкантам без больших материальных затрат оценить достоинства усиливаемого звука. Для питания подогревателя катода применён дополнительный источник постоянного напряжения 6…6,3 В.

    О выходном трансформаторе. В статье автора на примере исследования и модернизации конденсаторного микрофона МК-220 было показано, что выходной трансформатор — основной источник нелинейных искажений на низких частотах при больших уровнях сигналов.

    Кто-то может заметить, что именно гармонические искажения трансформатора создают уникальный тембр записываемого инструмента. Это иногда полезно, если записывается одноголосый инструмент и гармонические искажения действительно обогащают его тембр.

    Фантомное питание — неотъемлемый атрибут студийных, театральных и концертных микшерных пультов, к которым подключают транзисторные конденсаторные микрофоны. Напряжение питания +48 В на микрофон подаётся через резисторы симметричной нагрузки (обычно сопротивлением 6,8 кОм или близким к этому) из микшерного пульта через разъём микрофонного входа.

    Однако положение радикально изменяется, если на входе микрофона присутствуют сигналы разных частот. Нелинейность трансформатора приведёт к появлению интермодуляционных искажений с суммарными и разностными частотами, что резко ухудшит прозрачность звучания. Поэтому разработанный предусилитель не содержит выходного трансформатора, что соответствует мировой тенденции создания микрофонов TLM (TransformLess Microphones).

    ПАО «Октава» выпускает ряд недорогих студийных конденсаторных микрофонов с встроенными предусилителями на полевых транзисторах. Среди них конденсаторный кардиоидный микрофон МК-319 с выходным трансформатором.

    В таком микрофоне заводской предусилитель был заменён автором на ламповый бестрансформаторный предусилитель, описываемый ниже. Модернизированный микрофон с 2012 г. эксплуатируется в учебной студии звукозаписи Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, в основном для записи вокала, и востребован музыкантами.

    О выборе лампы. В легендарном микрофоне Telefunken U47/U48 (создан в 1946 г.) использована лампа VF-14M — октальный пентод, включённый триодом (экранирующая и защитная сетки соединены с анодом), которую теперь невозможно найти [6]. В некоторых микрофонах применены лампы 12АХ7, в других — нувисторы 7586 (AKG С-12А, Neumann U63).

    Как известно, нувисторы обладают высокой вибро- и ударопрочностью, расширенным температурным интервалом эксплуатации (до 300 °С), имеют низкий микрофонный эффект и сниженные шумы. Советский аналог нувистора 7586 — металлокерамический триод 6С51Н [7] массой всего три грамма!

    Следует отметить, что отечественные и импортные нувисторы не дефицитны и не дороги. В СССР был выпущен целый ряд металлокерамических триодов: 6С52Н, 6С53Н, 6С62Н, 6С63Н и 6С65Н, поэтому предусилитель разработан с расчётом на применение и этих ламп.

    Принципиальная схема

    Принципиальная схема предлагаемого предварительного усилителя (ПУ) приведена на рис. 1. Усилитель состоит из трёх каскадов: во входном применена электронная лампа — триод 6С51Н (VL1), второй каскад выполнен на транзисторе структуры p-n-p (VT1), третий — двухтактный повторитель на комплементарных транзисторах (VT2, VT3), работающих в режиме класса АВ. Весь усилитель охвачен 100-процентной ООС по напряжению, которая обеспечивает стабильность режимов и малые нелинейные искажения.

    Напряжение смещения на управляющую сетку триода VL1 поступает через резистор R2 с резистивного делителя R3R4. Так как переменное напряжение на катоде практически повторяет напряжение на сетке, то падение переменной составляющей на резисторе R2 близко к нулю, что практически исключает этот резистор из входного сопротивления каскада.

    Конденсатор С1 с помощью переключателя SA1 образует ёмкостный делитель с ёмкостью капсюля ВМ1 (аттенюатор 10 дБ). Цепь C3R1 с помощью переключателя SA2 образует фильтр верхних частот с частотой среза 240 Гц (ФВЧ) для компенсации эффекта ближней зоны микрофона — приёмника градиента давления.

    Цепь R5C5 в анодной цепи VL1 исключает самовозбуждение ПУ в ультразвуковой полосе частот, цепи R9C4, R10C7 — фильтры напряжения питания. При выключении питания микрофона конденсатор С8 разряжается через диод VD1, защищая транзистор VT3 от обратного напряжения.

    Напряжение на диодной сборке VD2 задаёт начальный ток транзисторов VТ2, VT3. Падение постоянного напряжения на резисторе R7 уменьшает напряжение коллектор-эмиттер транзистора VТ1, снижая рассеиваемую им мощность и уровень вносимого шума.

    Стабилизатор напряжения питания + 14 В для двухтактного выходного каскада выполнен на транзисторе VТ4 и резисторах R10, R12, R13. При увеличении выходного переменного напряжения нагруженного ПУ возрастает и потребляемый им ток, при этом ток транзистора VТ4 снижается, обеспечивая стабилизацию напряжения.

    На выходе ПУ включён ФНЧ второго порядка (R11L1C9R9R10 с внешним сопротивлением нагрузки) с частотой среза 160 кГц (на уровне -3 дБ) для подавления интерференции частот работающих радиостанций и внутреннего генератора, создающего напряжение поляризации.

    Этот генератор собран по схеме индуктивной трёхточки на транзисторе VТ5, катушке индуктивности L2 и конденсаторе С14. Рабочая частота — 1,2…2,2 МГц (в зависимости от использованного магнитопровода). Цепи R18C15, R15C10 и R17С18 образуют фильтры по цепи питания.

    Напряжение генератора поступает на двухполупериодный выпрямитель C16C17VD3C19C20, включённый последовательно с внешним напряжением фантомного питания, поступающим с контакта 3 соединителя ХР1.

    Полученное напряжение +80 В сглаживается ФНЧ на элементах R16, С12, С13 и поступает на мембрану М капсюля ВМ1. Сигнал с неподвижного электрода НЭ капсюля через разделительный конденсатор С2 поступает на сетку лампы VL1.

    Принципиальная схема лампового микрофонного предусилителя

    Рис. 1. Принципиальная схема лампового микрофонного предусилителя.

    Таким образом, получение повышенного напряжения поляризации и питание цепи анода триода VL1 осуществляются за счёт напряжения фантомного питания, поступающего с контактов 2 и 3 соединителя ХР1 (XLR-3).

    Режимы активных элементов, указанные на схеме, получены путём моделирования ПУ в МісгоСАР-7. Так как в этой программе модель триода-нувистора отсутствует, использовалась модель триода 12АХ7. Напряжение анод-катод триода VL1 равно 23…24 В, что вполне достаточно для его нормальной работы.

    Постоянное напряжение накала 6 В (относительно корпуса) поступаете контакта 4 соединителя ХР1. Фактически соединитель XLR-3 имеет не три, а четыре контакта; четвёртым является корпус разъёма, который в его обычном применении соединён с контактом 1, обеспечивая соединение корпуса с общим проводом. В описываемом ПУ это соединение по переменному току осуществляется через стабилизатор напряжения накала (СНН), выходное сопротивление которого не превышает доли ома.

    Схема блока стабилизатора показана на рис. 2. Он собран в небольшом металлическом корпусе, на котором закреплены соединители ХР1 (вход напряжения 9…12 В), ХР2 (выход на кабель к микшерному пульту) и четы-рёхпроводный кабель с разъёмом XS1 для подключения к микрофону.

    Схема блока стабилизатора

    Рис. 2. Схема блока стабилизатора.

    Источник напряжения +9… 12 В, обеспечивающий ток не менее 0,2 А, является внешним (покупным) устройством и может быть выполнен с сетевым трансформатором или высокочастотным преобразователем. Напряжение этого источника поступает на микросхему DA1 стабилизатора напряжения +6 В, а затем на контакт 4 соединителя XS1 XLR-3.

    Конденсатор С1 обеспечивает сглаживание низкочастотных пульсаций напряжения, а конденсатор С2 исключает высокочастотное возбуждение.

    В качестве альтернативы вместо блока питания 9…12 В и микросхемы DA1 в стабилизаторе напряжения накала можно использовать частично потерявшие ёмкость литий-ионные аккумуляторы от ноутбуков (ввиду малого тока накала — 0,15 А). Для получения напряжения 7,2 В достаточно использовать два из батареи аккумуляторов.

    Избыточное же напряжение легко погасить добавочным резистором сопротивлением 2…8 Ом. В этом случае разъём ХР1 можно использовать для подключения зарядного устройства на основе микросхемы ТР4056. Время работы аккумуляторной батареи зависит от ёмкости и может превышать 20 ч.

    На рис. 3 показаны расчётные амплитудно-частотные характеристики ПУ с выключенным и включённым ФВЧ (переключатель SA1). Коэффициент передачи ПУ равен -0,86 дБ на частоте 1 кГц, частота среза ФВЧ — 239 Гц (контакты переключателя SA2 замкнуты), крутизна спада — 6 дБ на октаву.

    Коэффициент гармонических искажений, оп-редёленный в программе МісгоСАР-7 по шести гармоникам, при подаче на вход ПУ сигнала частотой 1 кГц и амплитудой 5 В составил в сумме 0,69 %. Уменьшение амплитуды входного сигнала до 4,5 В привело к снижению искажений до 0,18 %.

    Частотная зависимость спектральной плотности шумового напряжения на выходе ПУ для ёмкости капсюля Ск = 62 пФ показана на рис. 4. Увеличение постоянной времени CKR2 снижает спектральную плотность шумов, что соответствует выводам в [8].

    Частотная характеристика чувствительности (ЧХЧ) собранного микрофона, показанная на рис. 5, измерена с помощью экспресс-сигнала [9] по методике, описанной в [10], а эквивалентный уровень шума — по методике [11]. Остальные его характеристики экспериментально исследовались по методике из статьи [5] при сопротивлении нагрузки 1,5 кОм, включённой на выход микрофона (контакт 2 соединителя ХР1) через разделительный конденсатор ёмкостью 10 мкФ на напряжение 63 В. Основные параметры микрофона МК-319 с ламповым ПУ представлены в таблице вместе с параметрами микрофона Neumann М147 tube singl.

    Расчетные амлпитудно-частотные характеристики

    Рис. 3. Расчетные амлпитудно-частотные характеристики.

    Частотная зависимость спектральной плотности шумового на пряжения на выходе ПУ

    Рис. 4. Частотная зависимость спектральной плотности шумового на пряжения на выходе ПУ.

    Чувствительность микрофона МК-319 с ламповым ПУ повысилась в 2,3 раза (+7,1 дБ), уровень предельного звукового давления увеличился на 10 дБ, динамический диапазон возрос на 9 дБ несмотря на увеличение эквивалентного уровня шума на 1 дБ.

    Конструкция и детали

    Печатные платы разработаны и изготовлены для предусилителя по схеме на рис. 1 и стабилизатора напряжения накала (схема на рис. 2).

    ПУ с преобразователем напряжения собран на печатной плате, изготовленной из односторонне фоль-гированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм и размерами 93×40 мм.На рис. 6 показаны чертежи, на фото рис. 7 — вид платы с двух сторон.

    Стабилизатор напряжения накала собран на печатной плате из такого же фольгированного стеклотекстолита размерами 67×38 мм. На рис. 8 показаны чертежи, на рис. 9 — фотография монтажа блока стабилизатора. В предусилителе использованы элементы для поверхностного монтажа типоразмера 0805.

    Частотная характеристика чувствительности

    Рис. 5. Частотная характеристика чувствительности.

    Постоянный резистор R16 — С2-ЗЗН или МЛТ-0,125, резистор R1 — Р1-32-0,125 или КИМ (можно использовать высокоомный резистор из заменяемого предусилителя). Конденсаторы С1-C3, С14 — малогабаритные керамические, оксидные конденсаторы — К50-35 или импортные, остальные — для поверхностного монтажа (конденсатор C10 — танталовый).

    Микрофон Neumann M147tube singl. МК-319 МК-319 ламповый
    Характеристика направленности   Кардиоида Кардиоида Кардиоида
    Номинальный диапазон частот Гц 20…20000 20…20000 ЧХЧ, рис. 5
    Чувствительность по свободному полю на частоте 1000 Гц мВ/Па (ДБ) 20 (-34) 11 (-39) 25 (-32)
    Уровень предельного звукового давления в полосе 250…8000 Гц при Кг= 0,5 % ДБ (Па) 114 (10) 122 (25) 132 (80)
    Уровень эквивалентного звукового давления, обусловленного собственными шумами (по МЭК-А) ДВА (мкПа) 12 (80) 18 (160) 19 (189)
    Динамический диапазон ДБ 102 104 113
    Модуль полного электрического сопротивления (RH — не менее 1 кОм) Ом 50 200±40 75

    Транзисторы VT2 и VT3 нужно подобрать с одинаковым коэффициентом передачи тока с разбросом не более 5 %. Вместо указанных на схеме можно использовать транзисторы с другими буквенными индексами. Катушку индуктивности L2 наматывают проводом ПЭЛШО-0,12 на ферритовом кольце М600НМ с внешним 7 мм и внутренним диаметром 4 мм и высотой 2 мм. Секция обмотки 1-2 имеет 21 виток, а 2-3 — 33 витка.

    Монтажные точки 1 и 2 ПУ (см. С2 на рис. 1) не должны иметь контакта со стеклотекстолитом. Для этого в плате в этих точках сверлят два отверстия диаметром 2…2,5 мм.

    В них вставляют отрезки фторопластовых трубок такого же диаметра длиной 2…2,5 мм, в которые вставляют вывод НЭ капсюля, конденсаторы С1 и С2 (точка 1), а также выводы конденсаторов С2 и С3, резистора R2 и сетки лампы VL1 (точка 2), после чего внутренность трубок заливают припоем. Оксидный конденсатор С8 установлен со стороны печатных проводников (см. рис. 7,6).

    При травлении печатной платы ПУ нежелательно использовать хлорное железо, невымытые остатки которого в высокоомных цепях приводят к шорохам и нежелательным шумам. Можно использовать другой недорогой состав одноразового травящего раствора, мало загрязняющего плату: 100 мл аптечной перекиси водорода (трёхпроцентный раствор), 30 г лимонной кислоты и 5 г поваренной соли (на 1 дм2 платы с фольгой толщиной 35 мкм). Травящий раствор желательно нагреть в водяной бане до 50…60 °С; готовую плату нужно промыть слабым раствором уксусной кислоты и затем дистиллированной водой.

    Печатная плата для схемы предусилителя

    Рис. 6. Печатная плата для схемы предусилителя.

    Для подключения собранного блока СНН к микрофону следует изготовить из кабеля КММ-4 четырёхпроводный шнур длиной 2…2,5 м. Провода с одного конца кабеля распаивают на соединитель XS1 типа XLR-3 (розетка), с другого конца распаять провода на плату стабилизатора накала в соответствии со схемой рис. 2.

    К соединителю ХР1 стабилизатора (см. рис. 2) подключить внешний сетевой источник напряжения +9… 12 В, на контакты 2 и 3 соединителя ХР2 (вилка XLR-3) подключить через резисторы сопротивлением 6,8 кОм напряжение +48 В. Измерить напряжения на контактах соединителя XS1 относительно контакта 1: на контактах 2,3 — +48 В, на контакте 4 — +6 В.

    Внешний вид готового модуля усиления

    Рис. 7. Внешний вид готового модуля усиления.

    При налаживании смонтированного ПУ контактные площадки 1 -4 его платы следует подключить к соединителю ХР1 (вилка XLR-3, см. рис. 1). На вход ПУ (точка 1, рис. 1) припаивают керамический конденсатор ёмкостью 62 пФ как эквивалент капсюля.

    Контакты переключателей SA1 и SA2 — в разомкнутом положении. Между выходом ПУ (контакт 2 соединителя ХР1) и общим проводом через конденсатор ёмкостью 10 мкФ на 63 В подключают нагрузку в виде резистора сопротивлением 1,5 кОм.

    Плату ПУ следует поместить в закрываемую металлическую коробку (экран), которую соединяют с общим проводом. Розетку XS1 шнура стабилизатора напряжения накала соединяют с вилкой ХР1 предусилителя.

    Сначала проверяют режимы ПУ по постоянному току. Напряжение в точках соединения коллекторов выходных транзисторов VT2, VT3 должно быть +6,5±0,5 В. При выходе за указанные пределы следует подобрать резистор R4. Постоянное напряжение поляризации следует измерять электростатическим вольтметром или электронным вольтметром с входным сопротивлением не менее 30 МОм.

    К свободному выводу конденсатора ёмкостью 62 пФ и общему проводу подключают звуковой генератор, на котором устанавливают частоту колебаний 1 кГц и напряжение 1 В. Затем измеряют напряжение на выходе ПУ и определяют коэффициент его передачи, который должен быть в пределах 0,85…0,95. Проверяют АЧХ предусилителя в полосе частот 20…20000 Гц; неравномерность не должна превышать ±0,5 дБ.

    Увеличивая напряжение генератора до 3 В, убеждаются в симметрии ограничения выходного напряжения на выходе. Размах неискажённого сигнала на выходе ПУ — не менее 6 В. На этом налаживание заканчивается.

    После этого плату ПУ следует вновь тщательно промыть спиртобензиновой смесью с обеих сторон, чтобы исключить всякие утечки по поверхности платы. Налаженную плату предусилителя устанавливают в корпус микрофона МК-319 вместо заводской.

    Печатная плата для блока питания

    Рис. 8. Печатная плата для блока питания.

    Нужно помнить, что разборка и последующая модификация микрофона влекут потерю права на его бесплатный ремонт в течение гарантийного срока. Работы с микрофоном нужно выполнять предельно аккуратно и осторожно, так как при обрыве мембраны ремонт капсюля в домашних условиях выполнить невозможно.

    Разборку конденсаторного микрофона МК-319 проводят в следующем порядке:

    1. Отвинчивают четыре винта по углам платы переключателей.
    2. Поднимают плату переключателей, вывинчивают два винта (снизу) и отделяют лицевую панель переключателей от печатной платы.
    3. Снимают защитную сетку микрофона, отвинтив четыре винта крепления.
    4. Хотя мембраны капсюлей микрофона имеют защитные пластмассовые крышки, следует усилить защиту мембран от попадания пыли и мелкого мусора во время работы с микрофоном. Проще всего изготовить защитный чехол из плотной бумаги или материи и плотно надеть его на крышки капсюлей.
    5. Далее следует отвернуть накидную гайку снизу микрофона и снять кронштейн крепления микрофона к стойке.
    6. Вывёртывают винт (внизу на корпусе микрофона) и, прижав плату переключателей к печатной плате предусилителя, осторожно вытаскивают (в сторону капсюлей) всё внутреннее устройство из корпуса микрофона.
    7. Определив выводы мембраны и неподвижного электрода капсюля, помечают их и отпаивают.
    8. Три проводника, идущих к разъёму XLR, отпаивают от заменяемой печатной платы.
    9. Отвинчивают два винта снизу и два винта сверху крепления заменяемой платы предусилителя к разъёму и узлу крепления капсюлей.

    Модуль блока питания

    Рис. 9. Модуль блока питания.

    После установки печатной платы нового ПУ в конденсаторный микрофон МК-319 проводят сборку микрофона в последующем порядке.

    1. Печатную плату лампового ПУ закрепляют четырьмя винтами к разъёму XLR-3 и узлу крепления капсюлей.
    2. Припаивают четыре проводника от разъёма XLR к точкам 1-4 новой платы, учитывая цоколёвку разъёма (см. рис. 1, рис. 7,а).
    3. Припаивают проводники от капсюля к точкам 1 и 2 платы лампового ПУ.
    4. Соединение элементов С1, C3, R1, SA1 и SA2 выполняют в соответствии со схемой рис. 1.

    Ниже приведена цоколевка нувистора 6С51Н с нумерацией и назначением выводов:

    цоколевка нувистора 6С51Н с нумерацией и назначением выводов

    Далее для сборки микрофона выполняют пункты 1-6 в обратном порядке.

    Окончательная проверка состоит в подключении микрофона через блок СНН к разъёму симметричного входа микшерного пульта или компьютерного интерфейса с фантомным питанием 48 В и в испытании микрофона совместно со звукоусилительным оборудованием или звукозаписывающей аппаратурой.

    Качество звукопередачи двух микрофонов (один выбран за эталон) проще всего сравнивать, разделив процессы записи и прослушивания. Записывать сигналы с микрофонов следует с использованием высококачественной аппаратуры звукозаписи (частота дискретизации — 96 или 192 кГц, число разрядов — 20/24 бит, формат записи — без компрессии, например wav).

    Оба микрофона устанавливают рядом на минимальном расстоянии и записывают звучания различных музыкальных инструментов (аккордеон, скрипка, фортепиано, труба и т. п.) и вокалистов. Записи могут быть короткими — по 30…45 с.

    За неимением экспертов для сравнительных прослушиваний важно выбрать пять-шесть человек с хорошим слухом в возрасте 16…35 лет (музыкальное образование желательно, но не обязательно). Аппаратура воспроизведения должна быть высококачественной и одинаковой для обоих микрофонов.

    Эксперты прослушивают фонограммы, чередуя случайным образом записи с образцового и испытуемого микрофонов, и делают оценки каждой фонограммы по пятибальной системе. Полученные оценки по каждому из микрофонов усредняют, определив математическое ожидание (среднее значение) и среднеквадратическое отклонение (разброс оценок) [3]. При такой методике субъективные оценки выбранных слушателей становятся условно-объективными.

    Микрофонный усилитель для электретного микрофона

    усилитель микрофона на одном транзисторе

    Электретный микро при громком звуке, выдаёт на выходе порядка 10-15 mV, поэтому для усиления сигнала до уровня 400-600 mV может использоваться схема с одним или двумя каскадами. Конструкция может быть собрана на обычном или полевом транзисторе и интегральной микросхеме. Усилитель микрофона на одном транзисторе выполнен на малошумящем приборе с обратной проводимостью. Схема подходит для применения в звуковых трактах персональных компьютеров. Достоинством устройства является низковольтное питание и его можно питать от пальчиковой батарейки на 1,5 вольта. Величину конденсатора С3 можно изменять в указанных пределах.

    Предусилитель для электретного микрофона на трех транзисторах

    Это еще один вариант микрофонного усилителя для электретного микрофона. Особенность данной схемы усилителя для микрофона в том, что подача питания на схему предусилителя осуществляется по тому же проводнику (фантомное питание) по которому идет входной сигнал.

    Данный микрофонный предусилитель предназначен для совместной работы с электретным микрофоном, например, МКЭ-3. Напряжение питания на микрофон идет через сопротивление R1. Аудио сигнал с выхода микрофона поступает на базу VT1 через конденсатор С1. Делителем напряжения, состоящим из сопротивлений R2, R3 создается необходимое смещение на базе VT1 (примерно 0,6 В). Усиленный сигнал с резистора R5, выступающий в роли нагрузки, идет на базу VT2 который является частью эмиттерного повторителя на VT2 и VT3.

    Возле разъема на выходе, установлены дополнительно два элемента: нагрузочное сопротивление R6, через которое идет питание, и разделительный конденсатор СЗ, отделяющий выходной аудио сигнал от напряжения питания.

    Создаем усилитель для микрофона и сам микрофон


    Создать микрофон для компьютера или камеры совсем не сложно. Но далеко не каждый микрофон способен добиться нужного результата в определенной ситуации. Например потому что микрофон элементарно нечувствительный.
    В таком случае нужно самому собрать маленький усилитель для микрофона который не требует питания. Даже для любителей не составит труда собрать его.

    Материалы и инструменты: — Паяльник — олово и канифоль — транзистор КТ3102. — Микрофон со старого магнитофона МКЭ-3 (или любой другой похожий по размеру). — Резистор, конденсатор и транзистор со старых эл. схем — провод — штекер 3,5 мм — корпус для микрофона — Изолента

    Подробное описание изготовления:


    В качестве самого усилителя используется транзистор КТ3102. Схема довольно простенькая и показана на рисунке.


    Микрофон взят МКЭ-3, который был вытащен из старого магнитофона Весна. Из него выходят 3 провода, один из них нам не понадобится.


    Из микрофона выходят 3 провода — желтый, голубой и красный. Именно красный не нужен и использоваться не будет. После того как его обрезают можно будет укоротить два остальных провода как показано на фото.


    Провод для этого микрофона был взят из переходника к магнитофону. В данном виде провода есть три проводка. Тут как и выше третий лишний, поэтому используется только два из них. С обеих сторон зачищается каждый проводок.


    К заготовленному проводу припаивается штекер как показано на схеме усилителя, но для начала нужно обработать каждый проводок канифолью с оловом.


    После спайки нужно изолировать провод изолентой.


    Дальше собирается сам усилитель как показано на схеме. Подготавливается несколько зачищенных с двух сторон проводков. Далее припаивается каждая деталь как изображено на схеме усилителя. Спаивается так что бы усилитель получился минимальным по размеру, для того что бы не использовать большой корпус. Расположение контактов транзистора показано на схеме. При спайке лучше долго не нагревать его контакты. На фото показан усилитель уже спаянный с микрофоном.


    Корпусом тут служит корпус снятый со старого штекера звукоснимателя. Использовать можно и покрасивее если у вас имеется в наличии.


    Далее провод просовывается в корпус как показано на фото.


    Зачищенные проводки припаиваются как в схеме, и в итоге получается как на фото.

    Создаем усилитель для микрофона и сам микрофон
    После того как все припаяно и подключено усилитель с микрофоном окончательно помещается в корпус. У автора весь микрофон в корпус не помещался, поэтому пришлось приклеивать супер клеем как показано на фото. После всего этого можно полноценно использовать этот микрофон.

    Микрофонный усилитель для динамического микрофона

    Рассмотрены схемы и конструкции высокочувствительных микрофонов в комплексе с самодельными малошумящими усилителями низкой частоты (УНЧ).

    Конструирование чувствительного и малошумящего усилителя (УНЧ) имеет свои особенности. Наибольшее влияние на качество воспроизведения звуков и разборчивость речи оказывают амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) усилителя, уровень его шумов, параметры микрофона (АЧХ, диаграмма направленности, чувствительность и т.д.) или заменяющих его датчиков, а также их взаимная согласованность с усилителем. Усилитель должен иметь достаточное усиление.

    При использовании микрофона — это 60дб-80дб, т.е. 1000-10000 раз. Учитывая особенности приема полезного сигнала и его низкую величину в условиях сравнительно значительного уровня помех, которые существуют всегда, целесообразно в конструкции усилителя предусмотреть возможность коррекции АХЧ, те. частотной селекции обрабатываемого сигнала.

    При этом необходимо учитывать, что наиболее информативный участок звукового диапазона сосредоточен в полосе от 300 Гц до 3-3.5 кГц. Правда, иногда с целью уменьшения помех эту полосу сокращают еще больше. Использование полосового фильтра в составе усилителя позволяет значительно увеличить дальность прослушивания (в 2 и более раз).

    Еще большей дальности можно достичь использованием в составе УНЧ селективных фильтров с высокой добротностью, позволяющих выделять или подавлять сигнал на определенных частотах. Это дает возможность значительно повысить соотношение сигнал/шум.

    Элементарная база

    Современная элементная база позволяет создавать качественные УНЧ на основе малошумящих операционных усилителей (ОУ), например, К548УН1, К548УН2, К548УНЗ, КР140УД12, КР140УД20 и т.д.

    Однако, несмотря широкую номенклатуру специализированных микросхем и ОУ, и их высокие параметры, УНЧ на транзисторах в настоящее время не потеряли своего значения. Использование современных, малошумящих транзисторов, особенно в первом каскаде, позволяет создать оптимальные по параметрам и сложности усилители : малошумящие, компактные, экономичные, рассчитанные на низковольтное питание. Поэтому транзисторные УНЧ часто оказываются хорошей альтернативой усилителям на интегральных микросхемах.

    Для минимизации уровня шумов в усилителях, особенно в первых каскадах, целесообразно использовать высококачественные элементы. К таким элементам относятся малошумящие биполярные транзисторы с высоким коэффициентом усиления, например, КТ3102, КТ3107. Однако в зависимости от назначения УНЧ используются и полевые транзисторы.

    Большое значение играют и параметры остальных элементов. В малошумящих каскадах электронных схем используют оксидные конденсаторы К53-1, К53-14, К50-35 и т. п., неполярные — КМ6, МБМ и т. п., резисторы — не хуже традиционных 5% МЛТ-0.25 и МЛ Т-0.125, лучший вариант резисторов — проволочные, безиндуктивные резисторы.

    Входное сопротивление УНЧ должно соответствовать сопротивлению источника сигнала — микрофона или заменяющего его датчика. Обычно входное сопротивление УНЧ стараются сделать равным (или немного больше) сопротивлению источника-преобразователя сигнала на основных частотах.

    Для минимизации электрических помех целесообразно для подключения микрофона к УНЧ использовать экранированные провода минимальной длины. Электретный микрофон МЭК-3 рекомендуется монтировать непосредственно на плате первого каскада микрофонного усилителя.

    При необходимости значительного удаления микрофона от УНЧ следует использовать усилитель с дифференциальным входом, а подключение осуществлять витой парой проводов в экране. Экран подключается к схеме в одной точке общего провода максимально близко к первому ОУ. Это обеспечивает минимизацию уровня наведенных в проводах электрических помех.