Blog

Как работает микрофон? Процессы, которые происходят в нём

Задача микрофона – преобразование звуковых волн в электрические импульсы. Они записываются на носители, и после этого, благодаря специальным программам, снова преобразуются в звук, давая возможность прослушать записанное. Что бы звукозапись стала возможна, применяются различные типы микрофонов. Самые простейшие их них работают по принципу барабанной перепонки. Колебания воздуха, создаваемые звуком, вызывают вибрацию тонкой пленки, установленной внутри устройства. Эта диафрагма, в свою очередь, двигает индукционную катушку, намотанную вокруг постоянного магнита, то есть находящуюся в постоянном магнитном поле.

Принцип работы микрофона - изображение 2

За счет этого движения в катушке появляются электрические импульсы, которые и уходят по проводам на звукозаписывающее устройство. Длина и интенсивность импульса напрямую зависит от громкости и времени воздействия звуковых волн на мембрану.

Внимание! Существуют и гораздо более сложные виды таких устройств, для которых используются микросхемы и дополнительные источники питания. Качество звука, получаемого при использовании более совершенных технологий, во много раз превышает возможности простейших динамических микрофонов.

Конструкция микрофона - изображение 3

По своему назначению, микрофон может быть

  • Сценический. Он бывает проводным или беспроводным, имеет рукоятку, которая позволяет удобно держать и фиксировать его в стоечном держателе.

Mikrofon stsenicheskii

  • Репортерские. Они могут быть ручными, головными или скрытыми, модели, предназначенные для использования на открытом воздухе, не боятся влаги, низкой или высокой температуры и сильного ветра.

Mikrofon reporterskii

  • Студийные. Они обычно компактных размеров и устанавливаются на петлицы, но могут быть и ручными или головными. Есть плоские модели, которые незаметны на столе и обычно устанавливаются прямо перед диктором. Вещательные микрофоны устанавливаются в специальных стойках, они могут переключаться на направленное или круговое действие.

Mikrofon studiinyi

Конструкция микрофона

Самыми распространение и широко применяемые, работают следующим образом:

  1. Классический (динамический). Является на сегодняшний день самым доступным и, одновременно, самым простейшим по конструкции. С помощью очень тонкой (в несколько микрон)туго натянутой бумажной мембраны, он передает звуковые колебания на катушку, находящуюся в магнитном поле. За счет простоты своего устройства, такие устройства наиболее доступные по цене. Однако качество передачи сигнала довольно низкое.
  2. Конденсаторный. Это более совершенная конструкция звукопринимающего устройства. В основе ее лежит конденсатор, одна из пластин которого играет роль диафрагмы, принимая звуковые волны. Из-за колебания пластины, ёмкость конденсатора меняется, создавая импульсные токи. Для работы такого вида нужен дополнительный источник питания, например батарейка, аккумулятор или шнур для подключения в сети. Подобного типа устройства используются для профессиональной записи на студиях.
  3. Электретные. Являются одной из разновидностей конденсаторных устройств, для их функционирования на мембрану наносится специальный электретный состав, который и создает необходимое напряжение. Такой состав способен работать больше 30 лет. А строение позволяет делать его очень миниатюрным и использовать их во всевозможных гаджетах – смартфонах, планшетах, ноутбуках, умных часах.

Конденсаторное устройство

Оно может передавать большое разнообразие сигналов. Например, они лучше других взаимодействуют с инструментами. Приспособления относятся к высокой ценовой категории и они более подвержены механическим повреждениям – их надо аккуратно использовать. Им необходимо питание 48 В.

Конденсаторное устройство

Динамическое устройство

Доступные по цене микрофоны, равномерно работают с изменениями в звуковом давлении. К недостаткам стоит отнести небольшой звуковой диапазон. Нередко используются в домашней обстановке и в небольших студиях звукозаписи.

Стерео

Последний тип – это стерео. Как раз стерео-приборы идеально подходят для музыкантов, потому что он не только фиксирует звук во всем помещении, но и красиво обыгрывает его, делает объемными. Стоит отметить, что многие модели могут отличаться большой ценой, но это далеко не так. Приобрести можно разной ценовой категории, только может хромать качество звука.

Также микрофоны могут быть проводными и беспроводными, но эта классификация не выделяется, как основная. Отличие – способ подключения. Беспроводные устройства синхронизируются с Андроидом при помощи простого интернета или же Bluetooth, когда проводные необходимо подключать через специальные провода.

Пушки

Второй тип –это пушки. Назвали их так, потому что они направлены в одну сторону, то есть они перекрывают минус петличек и не создают шум на фоне. Запись с таких микрофонов производит впереди пользователя, то есть необходимо постоянно контролировать процесс, чтобы голос чётко попадал в микрофон. Если держать звук непосредственно не на источнике, то при снятии музыки можно обнаружить то, что голос подавлен, то есть прибор убрал посторонний шум.

Пушки не годны для записи песен, потому они направлены. Нельзя создать полного звучания с таким аппаратом. Зато для тех, кто хочет достичь четкого голоса при записи интервью или видео, такой вариант – самое оно.

Плюсы и минусы микрофонов

Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:

1Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.

2Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.

3Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.

Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:

1звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.

2наименьший частотный диапазон.

3уступают в верности передачи тембра.

Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:

1Более широкий частотный диапазон.

2Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны).

3Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.

Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:

1Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.

2Очень хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.

3Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.

Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения. Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова. Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.

Какие бывают микрофоны

Помимо наиболее распространенных динамических и конденсаторных микрофонов, существуют и другие виды.

Говори говорю! 10 типов микрофонов для гитариста и не только - изображение 5

За счет сложности конструкции, дороговизны производства или не достаточных качественных показателей, они менее распространены. К ним относят угольные (Микрофон Юза), оптоакустический, пьезоэлектрические и другие, в основном применяемые в очень узконаправленных научных экспериментах. Красивая мелодия, звучащая в плеере, голос любимого человека, которого нет рядом — все это было бы невозможно без маленького помощника, умеющего создавать из звука поток электронов в проводах.

Микрофон – это громкоговоритель наоборот

Внешне микрофоны очень отличаются от громкоговорителей, поэтому большинство людей и представить себе не могут, насколько они похожи. Если вы знакомы с принципом работы громкоговорителя, можно сказать, что вы постигли и принцип работы микрофона. Ведь микрофон — это громкоговоритель, в котором всё устроено наоборот!

Внутри громкоговорителя электричество подается на катушку, на которую намотан тонкий медный провод, также проходящий вокруг или напротив постоянного магнита. Переменный электрический ток в катушке создает вокруг нее магнитное поле, которое взаимодействует с постоянным магнитом. В результате катушка начинает двигаться. Катушка соединена с большим плоским диском — диффузором (диафрагмой). Так что, когда катушка движется, приходит в движение и диффузор. Движущийся вперед-назад диффузор как бы выталкивает воздух, создавая те самые звуковые волны, которые мы слышим.

В микрофоне присутствуют почти те же самые детали, однако работают они совершенно наоборот.

Внешне микрофоны очень отличаются от громкоговорителей, поэтому большинство людей и представить себе не могут, насколько они похожи.Внешне микрофоны очень отличаются от громкоговорителей, поэтому большинство людей и представить себе не могут, насколько они похожи.

Что такое петличный микрофон и какие виды устройств существуют

«Петличка» — компактный всенаправленный микрофон с небольшим радиусом действия. Чаще всего используются электретные (капсульные) модели, но существуют и приборы динамического типа, которые встречаются крайне редко. «Петличка» записывает живой, естественный звук, а при правильной установке дает достаточную свободу движения — не нужно статично сидеть/стоять у микрофона в одном положении.

В качестве альтернативы «петлички» можно рассматривать головной микрофон (гарнитуру), который дает еще больше свободы, но теряет в естественности звучания. Еще один вариант — ручной микрофон, но его применение не всегда возможно и практично. В отличие от перечисленных аналогов, у петличного микрофона можно выбрать место установки для получения желаемого качества. К тому же головные и ручные модели могут нарушить эстетику и образ в кадре.

Профессиональная студийная система звукозаписи с «петличкой» подразумевает прямое проводное подключение между петличным микрофоном и звукозаписывающим устройством (рекордером). Это может ограничивать мобильность, но в случае необходимости можно использовать мобильные рекордеры, диктофоны или даже смартфоны, которые легко спрятать в одежде или на специальных поясах. Многие блогеры записывают звук с петличного микрофона на смартфон, используя стандартное приложение «Диктофон» или специализированное ПО. С точки зрения практичности — самый простой и удобный вариант.

В профессиональной радиосистеме для работы в полевых условиях или на сцене микрофон подключается к передатчику, отправляющему звук через радиоканал на приемник (ресивер), который передает сигнал на рекордер. В качестве дополнения можно рассматривать наушник, благодаря которому можно контролировать трансляцию.

«Петличка» может использоваться в качестве основного и дополнительного микрофона для прямой трансляций или последующего сведения звука. Кстати, чтобы упростить сведение звуковых дорожек, необходимо в процессе записи создавать ориентиры, например, хлопки, щелчки.

Блютуз петличка или беспроводной петличный радиомикрофон?

Беспроводной петличный микрофон – это в 90% случаев радио-система. Есть передатчик (в который включается микрофон), есть приёмник (который включается обычно в камеру). Связь между ними осуществляется с помощью радио-волн. Таким образом зачастую получается добиться большого радиуса действия (до 100 метров, только кому столько нужно… ) и стабильного качества сигнала, что важно, без задержек.

Таким же образом некоторые системы можно использовать как беспроводной петличный микрофон для телефона. Однако, теперь уже можно найти в продаже и Bluetooth микрофон петличку. Решение это неоднозначное и редкое. При связи по BT задержки почти неизбежны. Даже со всеми современными кодеками. Особенно, когда эфир загружен, и пишется большой объём информации.

Топ петличных микрофонов

Для записи видео – вообще не проблема. Аудио-дорожку всегда можно синхронизировать. А для прямого эфира? Есть петличные микрофоны блютуз, которые способны и на это. Они используют самые продвинутые кодеки (aptX LL) и специальное ПО, которое синхронизирует (задаёт отставание) видео со звуком «на лету».

Однако, блютуз (Bluetooth) петличка в среднем дороже аналогичных радио-вариантов, труднодоступна и мало изучена, поэтому, пока что, ни одной такой нет в этом рейтинге.

Разъёмы, кабели, ветрозащита, переходники и оптимальный комплект

Разъёмы, кабели, ветрозащита, переходники и оптимальный комплект

Что нужно, кроме самого микрофона, для качественной записи? Есть несколько полезных аксессуаров, которые иногда бывают прямо в комплекте, а иногда нужно докупать.

Выносной микрофон

  • Переходники для петличных микрофонов. Не всё, что мини джек (3,5 мм) подойдёт для записи на ПК, телефон и камеру одновременно. Это важно понимать. Для прямого подключения к смартфону штекер должен быть 4-пиновым (TRRS), на нём визуально 3 чёрных кольца. Такой же вариант подойдёт для ноутбука или ПК с комбинированным (наушникимикрофон) входом. Но не в 100% случаев. Китайские модели бывают капризными. 3-пиновый штекер (TRS), на котором 2 чёрных кольца подходит к камере и ПК с отдельным входом под микрофон. У некоторых моделей в комплекте есть переходник с одного варианта распиновки на другой. Такие переходники, конечно же, продаются и отдельно.
  • Разъём петличного микрофона. Кроме вышеупомянутых вариантов 3,5 мм мини джека могут быть и другие разъёмы. XLR для профессиональной техники (в основном, рекордеров или звуковых карт). USB, USB Type-C, microUSB, lightning для цифрового подключения (бывает удобно для телефона). Петличные микрофоны, рассчитанные на подключение к радио-станциям, могут иметь не совсем стандартный 3,5 мм штекер с дополнительным кольцом на нём. Он может не подойти к камере или другой аппаратуре.
  • Ветрозащита нужна петличному микрофону во время записи вне помещения. Часто бывает в комплекте. Обычно – это простая поролоновая насадка. Можно купить и более продвинутую «мёртвую кошку».
  • Кабель у петличного микрофона может быть разной длины. В среднем обычно от 1,2 м (для записи в диктофонсмартфон в кармане или подключения к радио-передатчику) до 1,8-2 метров (подойдут для стационарной записи на камеру, подключения к ПК и так далее). Но есть и модель с шестиметровыми проводами, что тоже иногда может быть полезно.

Кроме того, можно купить и комплект петличных микрофонов. Например, модели с 2 микрофонами, подключающимися к одному девайсу. Готовые варианты для интервью.

Характеристики микрофонов

Область применения, пожалуй, первое, на что надо обратить внимание при выборе микрофона. К счастью, производитель обычно не делает секрета из области применения микрофона.

Казалось бы, чего проще – нужен, к примеру, микрофон для записи звука ударной установки – бери модель с областью применения «для музыкальных инструментов» и всё получится.

Увы, не факт – вполне может оказаться, что выбранная модель предназначается записи звука бас-гитары и имеет максимальную частоту в 1000 Гц – звуки малых барабанов и тарелок ударной установки этот микрофон просто «не услышит». Хотя это может быть качественная дорогая модель с маркировкой «для музыкальных инструментов». Поэтому выбрать по одной только области применения не получится.

Тип микрофона обусловлен его конструкцией и принципом работы.

Конденсаторный микрофон в своей основе содержит конденсатор, одна из пластин которого прогибается под действием колебаний воздуха. Таким образом, емкость конденсатора меняется в соответствии со звуковым давлением и частотой воздействующего на микрофон звука.

Бытует мнение, что конденсаторные микрофоны – самые качественные, самые чувствительные и имеют самый широкий частотный диапазон. Это не совсем так – среди конденсаторных микрофонов есть модели разного качества, чувствительность их может быть небольшой, и частотный диапазон также может быть смещен вверх или вниз.

Другое дело, что конструкция конденсаторного микрофона – по сравнению с другими типами – обеспечивает минимум искажений записываемого звука. Поэтому конденсаторные микрофоны часто используются в качестве студийных и специализированных музыкальных – там, где требуется чистый и неискаженный звук.

Есть у конденсаторных микрофонов и недостатки:

— они стоят дороже моделей других типов;

— требуется подбирать предусилитель по характеристикам микрофона, микрофонный предусилитель стандартной звуковой карты, к примеру, не подойдет почти наверняка;

— требуется наличие фантомного питания.

На последнем пункте следует остановиться подробнее – фантомное питание является отличительной особенностью конденсаторных микрофонов. Фантомное питание нужно для создания разности потенциалов на конденсаторе – для этого на одну из пластин подается напряжение (обычно +48 В).

Фантомным оно называется, так как электрического тока (движения электрических зарядов) в цепи и питания, как такового, нет, но без этого напряжения микрофон работать не будет. Если вы желаете купить именно конденсаторный микрофон, обратите внимание на требование фантомного питания в характеристиках.

Если конденсаторный микрофон не требует фантомного питания, это может означать следующее:

— Это не конденсаторный, а электретный микрофон, и производитель даже не то чтобы врет, скорее, немного лукавит – электретные микрофоны являются разновидностью конденсаторных;

— Предусилитель с фантомным питанием входит в конструкцию микрофона, получающего питание от разъема (например, USB-микрофоны). Производитель уже подобрал подходящий предусилитель, и не нужно ломать голову над согласованием уровней. Для применения в связке с компьютером использование такого микрофона может стать оптимальным решением.

— Фантомное питание в нем создается с помощью батарейки (например, беспроводные конденсаторные микрофоны). Как и в предыдущем случае, здесь многое зависит от реализации схемы фантомного питания и от качества комплектующих. Как минимум, должен быть индикатор работы схемы фантомного питания, иначе может случиться ситуация, когда не будет понятно, чем вызвано падение качества звука – поломкой микрофона или разрядом батареи.

Электретные микрофоны по принципу действия схожи с конденсаторными — в них также используется изменение емкости конденсатора, одна из пластин которого является гибкой.

Отличие состоит в том, что вторая пластина электретного микрофона выполнена из электрета – материала, способного долгое время сохранять поверхностный заряд.

Такой микрофон фантомного питания не требует, но уровень выходного сигнала у него очень низок и практически все электретные микрофоны комплектуются простейшим усилителем на полевом транзисторе. Поэтому электретному микрофону не нужно фантомное питание для поляризации пластины, но нужно питание 1-9 В для встроенного усилителя.

На микрофонных входах, предназначенных для электретных микрофонов (например, на большинстве простых звуковых карт) питание идет через разъем по среднему контакту jack 3,5. Из-за количества контактов на разъеме (3) электретные микрофоны порой ошибочно считают стереофоническими и пытаются подключать к линейному стереовходу. Разумеется, при таком подключении микрофон не работает.

Простая, надежная и недорогая конструкция электретных микрофонов вместе с высокой чувствительностью привели к тому, что основная масса современных недорогих микрофонов относится именно к этому типу. В то же время из-за низкого качества комплектующих многих бюджетных моделей термин «электретный» часто ассоциируется у потребителя с плохой чувствительностью и зашумленным звуком низкого качества.

Многие электретные микрофоны прекрасно справляются со своими задачами – общение по сети, запись голоса для видеоблогов и подкастов им вполне можно поручить. Но для профессиональной деятельности лучше выбрать из «чистых» конденсаторных или динамических микрофонов.

Динамические микрофоны представляют собой динамик «наоборот» — на гибкой мембране закреплена электрическая катушка, под действием колебаний воздуха движущаяся в магнитном поле от постоянного магнита.

В результате этих движений в катушке возникает электрический ток, который затем усиливается до нужного уровня.

Динамический микрофон более устойчив к перегрузкам, чем конденсаторный, это позволяет использовать его для записи громких звуков. Также динамический микрофон, в силу меньшей чувствительности, менее подвержен восприятию посторонних шумов.

Недостатками динамических микрофонов являются узкий частотный диапазон и менее «чистый» звук – возникающее при протекании тока в катушке собственное магнитное поле демпфирует колебания мембраны и записываемый звук искажается. Кроме того, конструкция динамического микрофона не допускает создания миниатюрных моделей – диаметр мембраны редко бывает менее 2 см диаметром.

Надежность, невосприимчивость к посторонним шумам и пик АЧХ в диапазоне частот человеческого голоса предопределяют сферу применения динамических микрофонов. В основном они применяются в качестве вокальных, т.е., для записи голоса, в том числе на открытых площадках, концертах и т.д.

Направленность микрофона определяется его конструкцией и показывает, с какой стороны от микрофона звук воспринимается лучше, с какой – хуже. Направленность микрофона тесно связана с его областью применения.

Микрофон с круговой направленностью одинаково хорошо воспринимает сигнал со всех сторон вокруг него.

Такой микрофон будет хорош для конференций.

Микрофон с кардиоидной (однонаправленной) направленностью практически не воспринимает звук, идущий сзади.

Такой микрофон может быть удобен как вокальный, для общения по сети и записи отдельных музыкальных инструментов.

Микрофоны с суперкадиоидной (узконаправленной) направленностью имеют спереди зону чувствительности уже, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью, зато она у них протяженнее – в ней они могут улавливать звуки на большом расстоянии.

Также у таких микрофонов есть небольшая зона чувствительности сзади. Используются они для интервью, для видеосъемки и в качестве вокальных.

Микрофоны с направленностью «восьмеркой» (двунаправленные) одинаково хорошо воспринимают звуки спереди и сзади, а звуки по бокам микрофоном не улавливаются.

Такие модели используются для студийных интервью, для видеозаписи с закадровым голосом и т.д.

Чувствительность микрофона — это уровень сигнала на его выходе при создании определенного звукового давления. В паспорте обычно приводится чувствительность в децибелах, относительно эталонного уровня в 1 В на выходе при звуковом давлении 1 Па (1000 мВ/Па) : Sdb = 20•lg(U/U0). Поскольку уровень выходного сигнала микрофонов намного меньше 1 вольта и измеряется обычно единицами милливольт, отношение выходного сигнала к эталонному всегда меньше 1 и значение чувствительности получается отрицательным (lg(X) <0 когда X<1)

Чувствительность показывает, насколько тихий звук способен уловить микрофон. Чем ближе значение к 0, тем микрофон чувствительнее. Но следует иметь в виду, что высокая чувствительность – далеко не всегда плюс. Микрофон с высокой чувствительностью будет хорошо ловить посторонние шумы, и использовать их имеет смысл только в тихих помещениях с минимумом посторонних шумов.

Для записи же интервью, например, на улице, потребуется микрофон с низкой чувствительностью. Также имеет значение, на каком расстоянии от человека располагается микрофон – для моделей, стоящих на столе или на стойке и удаленных ото рта на 20-30 см, оптимальным будет значение около -60 дБ. Если же речь идет о гарнитурном микрофоне, находящимся в 2-3 см ото рта, чувствительность должна быть около -80 дБ.

На минимальную и максимальную частоту микрофона следует обратить самое пристальное внимание, если предполагается использовать его не только для записи голоса. Большинство микрофонов полностью захватывает частотный диапазон человеческого голоса, но следует помнить, что частоты некоторых музыкальных инструментов выходят за пределы этого диапазона.

Так, немногие микрофоны имеют минимальную частоту ниже 65 Гц, в то время как контрабас, туба и бас-гитара могут звучать и ниже 40 Гц. Для хорошей записи звука тарелок, обертонов рояля и духовых инструментов, максимальная частота микрофона должна быть не ниже 16 кГц, а лучше и все 20.

Тип подключения микрофона может быть проводной или беспроводной, хотя встречаются модели и с универсальным подключением.

При проводном подключении моделей с разъемом типа jack убедитесь, что распайка разъема на микрофоне соответствует распайке разъема на усилителе.

Единого стандарта на распайку микрофонных разъемов типа jack не существует, разъемы стереофонического динамического микрофона, электретного или конденсаторного монофонического с фантомным питанием могут выглядеть абсолютно одинаково, но иметь различное назначение контактов. Неправильное подключение в лучшем случае приведет к неправильной работе оборудования, в худшем – к его поломке.

Для разъемов типа USB (microUSB) или Lightning такой проблемы возникнуть не может, но микрофоны с таким разъемом, как правило, можно подключить только к компьютеру и для работы они требуют установки соответствующего драйвера.

Подключить такой микрофон к плееру, усилителю или микшеру, скорее всего, не получится, даже если на устройстве и есть ответный разъем.

Разъемы XLR используются на профессиональном оборудовании.

Такой разъем, как правило, находится на самом микрофоне, и кабель к нему нужно докупать отдельно.

Как работает беспроводной микрофон

Передача данных с данного девайса осуществляется, как и в любых других беспроводных аксессуарах. Для этого используются радиоволны или инфракрасные лучи. Радиоволны более популярны, так как у них достаточно большой радиус обхвата и различные препятствия для них не являются помехой. Сам принцип работы очень простой. Аудиосигнал, который поступает на микрофон, передаётся на специальный датчик. Этот датчик преобразовывает поступивший звук в радиоволны. После чего радиосигнал поступает на приёмник, который выводит звук на динамики. Если используется ручной вариант, то источник радиоволны будет вмонтирован внутрь. Если микрофон проводной, то он оборудуется специальным блоком, который крепится на ремне. Какой бы из этих двух вариантов беспроводного микрофона ни использовался, оба они оборудованы антенной. Антенна бывает вмонтированной в устройство, а бывает внешней. Для обеспечения работы микрофоны используют элементы питания, это могут быть как батарейки, так и аккумуляторы.

Способ подключения

Все бюджетные проводные микрофоны подключаются через разъём TRS на 3,5 мм, а мало-мальски профессиональные модели — через высококачественный разъем XLR. Рассмотрим оба варианта.

Микрофонный разъём TRS на 3,5 мм

Разъёмы TRS, TS, а также TRRS получили широкое распространение в современной аудиотехнике недорогого потребительского уровня. Всевозможные компьютерные микрофоны, гарнитуры, петличные микрофоны, а также всевозможные наушники с микрофоном имеют именно такой штекер на конце кабеля. Для подключения монофонического микрофона используется штекер TS, где имеется лишь два контакта, а именно: GND и сигнальный проводник. TRS — это тот же TS, но с дополнительным кольцом для стереофонического использования. Если же необходимо подключить дешевый монофонический петличный микрофон к стандартному штекеру TRS, то его два сигнальных проводника замыкаются накоротко и на них подается сигнал с микрофона, а проводник GND распаивается на том же месте. TRRS – это модифицированный TRS, к которому просто добавили один сигнальный контакт. Основное применение штекер TRRS находит в гарнитурах для мобильных телефонов, где необходимо совместно использовать как стереофонические наушники, так и микрофон.

Высококачественный разъем XLR и балансная схема

В профессиональной звукозаписи применяют балансную схему включения микрофона с характерным разъемом XLR на конце аудиокабеля, к которому непосредственно соединяется микрофон. Там имеются три проводника: Sleeve или GND — это один общий провод, а также пара сигнальных. В паре сигнальных проводов выделяют прямой и инверсный проводник — Tip и Ring. По этим проводникам передаются электрические сигналы, амплитуда которых одинакова, а фазовый сдвиг токов, что они всегда находятся в противофазе. Такой трехпроводной симметричный принцип передачи слабых электрических сигналов звуковой частоты от микрофона до принимающего оборудования однозначно превосходит любые другие дифференциальные пары. Как правило, всевозможные помехи и наводки, которые однозначно появляются в небалансной схеме, в балансном включении действуют синфазно. Такая организация линии на физическом уровне практически полностью исключается помехи и наводки на приемном оборудовании, а полезный сигнал увеличивается теоретически в 2 раза. Основных плюсов от применения балансной схемы и трёхконтактного разъёма XLR два:

  • хорошая устойчивость к всевозможным наводкам и помехам;
  • возможность передавать чистый аналоговый сигнал на существенные расстояния без привнесения серьезных искажений.

Какой микрофон подойдёт именно Вам

TRRS 3.5 мм

Джек содержит на один контакт больше, чем TRS и используется в гарнитурах мобильных телефонов и игровых наушниках. Без доработки подключаются к комбинированным разъемам (рис. 2). В случаях, когда в ноутбуке разъем TRRS, а на кабеле микрофона – TRS и наоборот, проблема совместимости решается приобретением переходника (рис. 6 и 7). Производители игровых гарнитур среднего и верхнего ценового сегментов снабжают свою продукцию кабелями обоих стандартов. Например, Razer Kraken Pro комплектуются джеком TRRS и сплиттером на два TRS.

USB-микрофоны – это цифровые устройства с интегрированным ЦАП

Их подключение не вызывает затруднений. Windows и MacOS самостоятельно подбирают для них драйверы и распознают без перезагрузки. USB-устройства предназначены преимущественно для аудио-конференций, записи подкастов, работы в дороге. Однако встречаются и полупрофессиональные модели для записи. Например, SAMSON G-TRACK PRO – универсальный конденсаторный микрофон для записи голоса и инструментов. Помимо ЦАП 24 бит/96 кГц в него встроен предварительный усилитель с питанием по шине USB. Он снабжен инструментальным входом с регулировкой чувствительности и переключателем диаграммы направленности.

Разъем XLR, или Cannon используется в технике сценического или студийного класса. Оборудование может использоваться и совместно с ноутбуком при наличии соответствующего кабеля. Единственное условие: микрофон должен быть динамическим. Конденсаторные модели с XLR требуют фантомного питания +48 В, которое можно взять от микшерского пульта или от аудиоинтерфейса с микрофонным предусилителем.

Чем хорош беспроводной микрофон?

Еще пару десятилетий тому назад компьютерная техника была доступна лишь немногим и только потихоньку входила в повседневное использование. Времена меняются, и теперь без компьютера и прочих, связанных с ним устройств, не обойтись. Дети с самого раннего возраста начинают учиться пользоваться всей аппаратурой, а взрослые не устают экспериментировать и совершенствовать конструкции разных механизмов.

Если раньше домашний ПК не мог существовать без клавиатуры и мышки, то теперь к этому списку еще нужно добавить наушники и микрофон. С каждым годом технологии развиваются, а спектр использования тех или иных устройств расширяется. Если в прошлом микрофоны использовались лишь певцами или ведущими, то сейчас каждый современный школьник имеет оборудование, которое использует для записи голосовых сообщений или для общения с друзьями.

Значительные изменения коснулись усилителей звука, сегодня спросом пользуется беспроводной микрофон. Неудобные шнуры, постоянно путающиеся под ногами, остались позади. Когда-то певцы могли петь, стоя на одном месте. Когда появился беспроводной микрофон, стало намного проще, а с выходом головной гарнитуры они смогли себе позволить выполнять различные танцевальные движения.

Производителями предлагается весьма широкий ассортимент звуковой техники, но все же потребителям бывает сложно определиться с выбором. В первую очередь, никогда не стоит обращать внимание на размер. Бытует мнение, что чем больше беспроводной микрофон, тем он качественнее, но это не так. Устройства маленького размера могут работать даже лучше, потому что звучание зависит не от веса, цвета или габаритов гарнитуры, а от технических показателей.

Принято считать, что все мини-модели конденсаторного типа. Сегодня не составит особого труда найти качественное компактное динамическое устройство. Очень часто используется беспроводной микрофон для конференций, ведь его радиус действия распространяется на 100 метров. Такое его качество особенно ценно при проведении корпоративных вечеринок, празднования свадеб, юбилеев и просто для интересного времяпровождения с друзьями.

Беспроводной микрофон для караоке лучше всего покупать динамического типа, поскольку такие устройства более прочные и надежные, они безболезненно переносят падения, точно передают звук, их сложно перегрузить. Конденсаторные усилители звука более чуткие и передают широкий диапазон звуковой палитры, но это может сослужить и плохую службу, потому что они улавливают даже самые незначительные посторонние шумы, например, гул включенного компьютера.

Беспроводной микрофон намного упростил задачу многих профессиональных артистов и ведущих. Он не остался незамеченным и простыми гражданами, активно используется для проведения семинаров, рассчитанных на большое количество людей, организаций увеселительных мероприятий. Микрофоны стали просто незаменимы не только в звукозаписывающих студиях, но и в конференц-залах и караоке-барах. Также они востребованы продвинутыми пользователями дома.